Posted 11 ноября 2008,, 15:30

Published 11 ноября 2008,, 15:30

Modified 1 апреля, 19:54

Updated 1 апреля, 19:54

«Мы присутствуем на омерзительном спектакле»

11 ноября 2008, 15:30
На слушаниях о продлении сроков ареста генералу ФСКН Александру Бульбову представители Генпрокуратуры фактически заявили о том, что подозревают следователей СКП РФ в фальсификации документов. Но доказать это вряд ли удастся - проверка поручена самому СКП.

Громкий скандал произошел сегодня в Мосгорсуде на слушаниях о продлении сроков ареста генералу Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александру Бульбову и ряду других фигурантов дела о взяточничестве и незаконном прослушивании телефонных разговоров. Представители Генпрокуратуры фактически заявили о том, что подозревают следователей Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ в фальсификации документа по данному расследованию.

10 сентября Мосгорсуд продлил до 15 декабря срок содержания под стражей шести обвиняемым, в том числе сотрудникам ФСКН Александру Бульбову, Юрию Гевалу и Сергею Донченко, бывшим сотрудникам ГУВД Москвы Александру Гусеву, Михаилу Яныкину и Николаю Орлову. Именно в отношении Михаила Яныкина и было изначально возбуждено дело о взяточничестве и «незаконной прослушке», а уже потом в нем появилась фамилия Бульбова. Все арестованные, за исключением Яныкина и Орлова, обжаловали решения Мосгорсуда в Верховном суде РФ.

28 октября Верховным судом решение Мосгорсуда о продлении сроков содержания под стражей до 15 декабря было отменено, а саму московскую Фемиду обязали снова рассмотреть этот вопрос до 21 ноября 2008 года. Спустя девять дней представители ВС выдали адвокатам генерала на руки мотивировочную часть своего определения, которая и стала причиной скандала. «В соответствии со статьей 156 УПК РФ предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Но из представленных в кассационную инстанцию материалов видно, что уголовное дело в отношении Бульбова, Гевала, Гусева и Донченко не возбуждалось, – говорится в документе. – Они обвиняются в даче взяток за незаконное прослушивание телефонных переговоров Николаю Орлову, в отношении которого также нет постановления о возбуждении уголовного дела».

По мнению адвокатов генерала, решение ВС показало, что все следственные действия, которые велись в отношении Бульбова, не имеют юридической силы, поскольку УПК «не предполагает возможности привлечения в качестве обвиняемого и применения меры пресечения в отношении лица, уголовное дело по поводу которого не возбуждалось». Более того, всплывшие в решении ВС факты полностью подтверждают и слова бывшего начальника Главного следственного управления (ГСУ) СКП РФ Дмитрия Довгия. В одном из интервью он честно признался, что по распоряжению руководителя СКП Александра Бастрыкина Бульбова необоснованно «привязали» к делу Яныкина, поскольку никаких иных поводов для того, чтобы начать отдельное расследование в отношении генерала и упрятать его за решетку, не было.

Впрочем, еще 6 ноября адвокаты генерала предположили, что СКП РФ просто так не сдастся и на слушаниях в Мосгорсуде все-таки представит постановление о возбуждении дела в отношении Бульбова. «Может быть, соответствующее постановление будет сфабриковано задним числом?», - гадали защитники.

Как оказалось, они были недалеки от истины. Уже 7 ноября представители СКП заявили следующее: «Комментарии судебных решений со стороны адвокатов, вольно интерпретирующих решения высшего судебного органа страны, не соответствуют действительности, имеют целью сформировать нужное им общественное мнение для оказания давления на Московский городской суд и, в конечном счете, остаются лишь их личным мнением».

А в понедельник СКП РФ объяснил, что 7 ноября Главным следственным управлением было принято решение о выделении из основного уголовного дела о незаконном прослушивании телефонных переговоров, даче и получении взяток в отдельное производство уголовного дела в отношении 15 обвиняемых, в том числе и генерала Бульбова. Это выделенное дело касается отставного сотрудника ГРУ Игоря Горохова, в интересах которого, по версии СКП РФ, Бульбов и другие фигуранты занимались незаконным прослушиванием телефонных разговоров. 10 ноября расследование выделенного дела было завершено - окончательные обвинения Бульбову и другим фигурантам были предъявлены еще 31 октября, - и уже 13 ноября они смогут начать знакомиться с материалами расследования.

На начавшихся в понедельник в Мосгорсуде слушаниях следователь СКП Руслан Минеахметов заявил, что «следствие не обязано каждый раз выносить постановление о возбуждении нового уголовного дела в отношении каждого из фигурантов», однако представил документы о том, что вся работа якобы велась в полном соответствии с законом.

Как следовало из материалов, представленных СКП РФ, 28 июня 2007 года было возбуждено уголовное дело в отношении Игоря Горохова, который попросил Яныкина за взятки организовать прослушивание нескольких телефонов. Однако в тот же день это дело было прекращено и возбуждено новое – уже в отношении «Горохова и иного круга лиц», к которому можно отнести Бульбова, как, собственно, и любого другого гражданина России. Далее, следуя материалам СКП РФ, данное дело было соединено с делом Яныкина, а в октябре 2007 года в рамках общего расследования арестовали генерала Бульбова и других высокопоставленных сотрудников ФСКН. 7 ноября из общего дела в отдельное производство было выделено то самое дело в отношении «Горохова и иного круга лиц», только этот «иной круг» теперь обрел конкретные фамилии, в том числе Бульбова. Казалось бы, все было сделано в рамках законодательства.

Но представители Генпрокуратуры во вторник на суде огласили следующие факты: постановление о возбуждении дела в отношении не просто «Горохова», а «Горохова и иных лиц», представлено СКП РФ впервые. Ранее это постановление не представлялось ни в Генпрокуратуру, ни в суды. Более того, в учетных журналах нет никаких данных о наличии такого постановления. «Законность появления этого постановления вызывает сомнения», - заявил на суде представитель Генпрокуратуры. В связи с этим заместитель генпрокурора РФ обратился к руководителю СКП РФ с тем, чтобы был решен вопрос о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц, проводивших расследование в отношении генерала.

Фактически Генпрокуратура прямо заявила, что подозревает фальсификацию постановления. А без него получится, все следственные действия в отношении Бульбова являлись незаконными. Уголовные дела были возбуждены только в отношении Горохова и Яныкина без всяких «иных лиц», а генерала арестовали и держали в тюрьме просто так – даже не заведя на него дело.

Впрочем, уличить представителей СКП РФ в нарушениях будет сложно. Уже во вторник на суде выступили и следователь Сухарев, возбуждавший дело в отношении Горохова, и его руководитель Совков. Оба они подтвердили подлинность постановления о возбуждении дела в отношении «Горохова и иных лиц». А то, что этот документ не был зарегистрирован в Генпрокуратуре, объяснили техническими накладками.

«Мы присутствуем на омерзительном спектакле с представлением фальшивых бумажек, – сообщил «Росбалту» адвокат Бульбова Сергей Севрук. - Однако изменить что-то практически невозможно. Генпрокуратура сама возбудить дело по факту фальсификации не может и вынуждена идти на поклон к СКП РФ, в недрах которого и появилось данное постановление. Конечно, там проведут проверку. Может быть, кого-то накажут за то, что постановление не было зарегистрировано в Генпрокуратуре. Но само постановление будет признано подлинным. Мы не испытываем иллюзий и по завтрашнему решению Мосгорсуда. Очевидно, что Бульбова оставят под стражей».

Александр Шварев