Posted 12 ноября 2008,, 12:53

Published 12 ноября 2008,, 12:53

Modified 1 апреля, 19:54

Updated 1 апреля, 19:54

Узбекский вызов

12 ноября 2008, 12:53
Узбекистан решил приостановить членство в ЕврАзЭС. Это может быть связано с желанием улучшить отношения с Западом и недовольством среднеазиатской политикой России, которая ориентирована на Казахстан. Теперь от Москвы стоит ожидать адекватного ответа.

МИД России в среду официально подтвердил, что Узбекистан направил в секретариат Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) письмо с просьбой приостановить свое членство в этой организации. И хотя в секретариате ЕврАзЭС эту информацию не комментируют, источник в правительстве Казахстана подтвердил «Росбалту», что «движение в эту сторону происходит» и «первые слухи появились несколько недель назад».

Факт приостановки Узбекистаном своего членства в Евразийском экономическом сообществе подтвердил радиостанции «Эхо Москвы» и высокопоставленный источник в российском МИД. Дипломат рассказал, что в последнее время Ташкент часто критиковал деятельность ЕврАзЭС, считая организацию неэффективной. Кроме того, дипломат отметил, что Ташкент негативно оценивал создание Россией, Казахстаном и Белоруссией Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Источник в правительстве Казахстана в беседе с корреспондентом «Росбалта» в свою очередь предположил, что Узбекистан намерен строить отношения со странами, входящими сегодня в ЕврАзЭС, на двусторонней основе.

Интересно отметить, что в настоящий момент в Ташкенте также находится бывший посол в Узбекистане Фарит Мухаметшин, недавно назначенный указом президента Дмитрия Медведева руководителем Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россодружества). Правда, на вопрос о том, связан ли приезд Мухаметшина (отбывшего из Москвы в минувшие выходные) с намерением Узбекистана приостановить свое членство в ЕврАзЭС, «Росбалт» не получил от представителя посольства России в Ташкенте утвердительного ответа. По словам чиновника, недавно назначенный глава Россодружества приехал в Ташкент завершить процедуры, связанные с его уходом с должности посла РФ в республике. Ему необходимо официально известить узбекские власти о прекращении его полномочий как представителя России, дать торжественный обед и соблюсти прочие формальности.

Тем не менее, необходимо отметить, что решение Узбекистана для Фарита Мухаметшина вряд ли могло стать новостью. Однако не известно, как развивалась бы история с его назначением главой Россодружества, если бы информация о намерении Ташкента приостановить свое членство в ЕврАзЭС просочилась в прессу раньше.

«Политически мотивированным» уверенно называет решение Узбекистана вице-президент и руководитель департамента стран СНГ Центра политтехнологий Сергей Михеев. По его словам, ходят слухи о переговорах официального Ташкента с Западом по поводу участия Узбекистана в строительстве и использовании газопровода Nabucco и еще ряде энергетических проектов, альтернативных российским, а также о предоставлении республике льготных кредитов. Тут необходимо напомнить, что недавно Евросоюз приостановил санкции против Узбекистана. Кроме того, президента Узбекистана Ислама Каримова вряд ли удовлетворяет ориентация России на Казахстан как ключевого партнера в Средней Азии, не исключает Михеев.

И сейчас, уже не в первый раз, Ислам Каримов «делает резкое движения маятника в обратную сторону» - от России на Запад, уверен эксперт. Возможно, «с приходом Обамы Каримов надеется, что ему удастся заново выстроить отношения с Западом, разрушенные после подавления выступлений в городе Андижан», предполагает Михеев. Однако своими действиями Каримов только рискует заработать репутацию ненадежного партнера, которому перестанет доверять как Россия, так и Запад, резюмирует он.

Действительно, если узбекский лидер Ислам Каримов, после заключения фактически союзнического договора с Россией готов обменять партнерство с Москвой на финансовую помощь Запада, то у России вряд ли в обозримом будущем появится желание вновь пытаться построить дружеские отношения с этой среднеазиатской страной. А отношения с Казахстаном как ключевым партнером в регионе естественным образом только укрепятся.

Хотя логично было бы ожидать какого-то сопоставимого по значимости ответа со стороны Москвы. Например, он может касаться закупок узбекского газа и поставок его по российским трубопроводам в Европу. Или допуска в Россию граждан Узбекистана, приезжающих на заработки. Если никакого ответа не последует, то Россия вновь проявит себя как слабая держава, выбирающая своими партерами не тех, в ком она заинтересована, а тех, кто готов с ней «дружить», исходя из своих сиюминутных соображений.

Иван Преображенский