Posted 29 января 2009,, 21:06

Published 29 января 2009,, 21:06

Modified 1 апреля, 19:03

Updated 1 апреля, 19:03

"Кризис - не повод закапывать деньги в землю"

29 января 2009, 21:06
О том, как изменятся тактика и стратегия размещения инвестиций в условиях экономического кризиса, и почему в настоящее время интересы компании связаны скорее с Западом, нежели с Востоком, «Росбалту» рассказал президент акционерного общества Parex Asset Management (Латвия) Роберт Иделсон.

О том, как изменятся тактика и стратегия размещения инвестиций в условиях экономического кризиса, и почему в настоящее время взоры компании больше обращены на Запад, нежели на Восток, «Росбалту» рассказал президент акционерного общества Parex Asset Management (Латвия) Роберт Иделсон.


- Как изменившиеся условия на мировых финансовых рынках повлияли на вашу стратегию и тактику в управлении капиталом?

- Еще до кризиса мы были достаточно осторожны и консервативны, за что, может быть, кто-то и посмеивался над нами. А кто-то из клиентов нашей компании даже уводил свои деньги к конкурентам, желая вложиться, скажем, в быстрорастущие российские акции. Однако, когда наступил кризис, оставшиеся с нами клиенты пострадали в меньшей степени. Естественно, пострадали все, потому что этот кризис оказался весьма глубоким и системным. Не боюсь признаться в том, что и мы не предвидели, насколько он будет глубоким. В то же время мы достаточно быстро отреагировали на происходящие события, и еще в январе 2008 года практически полностью вышли из рынка акций, продавали агрессивные вложения и больше вкладывали в консервативные инструменты — в облигации, в том числе и в государственные.

Если говорить о том, что делается сейчас, то, конечно, объем инвестиций в Восточную Европу, как в акции, так и в облигации, значительно уменьшился по сравнению с тем, что было в начале 2008 года. Это главное изменение, которое произошло, потому что на протяжении нескольких последних лет там можно было довольно неплохо зарабатывать, и совсем не обязательно было вкладывать в акции — можно было покупать облигации различных российских компаний, имеющих большую доходность. Сейчас, в принципе, по-прежнему можно их покупать, однако риски значительно увеличились. Поэтому теперь мы гораздо меньше денег вкладываем в этом регионе и больше на Западе. Эта политика, начатая в прошлом году, скорее всего будет продолжена в течение всего 2009 года, потому что кризис на развивающихся рынках так быстро не закончится. Первыми из кризиса все-таки выйдут развитые страны: Америка, страны Западной Европы, а уже после этого подтянутся Россия, Индия, Китай, Южная Америка и так далее. Поэтому инвестиции в эти регионы мы будем держать на сравнительно низком уровне.

- Считалось, что экономики таких стран, как Россия и Индия, наименее пострадают от мирового экономического кризиса, поскольку у них имеется огромный сырьевой резерв, и что инвестировать в российские фонды очень выгодно. Получается, что это мнение было ошибочным?

- Многие говорили о том, что цикл экономического кризиса будет таким, что когда, допустим, в Америке наступит рецессия, то, например, в Китае продолжится экономический рост. Мы никогда не были сторонниками такой теории, и она очень быстро оказалась опровергнутой теми событиями, которые происходили в течение 2008 года. Наверное, те страны, которые обладают большими запасами природных ресурсов, априори менее подвержены негативным эффектам, потому что даже при снижающихся ценах они имеют стабильный экспортный поток ресурсов в отличие, например, от Латвии, которая этого потока не имеет. Но, с другой стороны, высокие цены на нефть, державшиеся в течение достаточно длительного времени, посадили ту же Россию на своеобразную иглу, когда все привыкли тратить очень много. Поэтому будет сложно быстро перестроиться в изменившихся условиях. Те обещания, которые государство дает своим гражданам, нельзя просто взять назад. Поэтому в условиях сокращения доходов с кризисом бороться тяжелее. Если посмотреть на долгосрочную перспективу, ясно, что Россия обладает огромным предпринимательским и интеллектуальным потенциалом, и на этом потенциале можно очень много построить.

- Но ведь вы не ушли сейчас окончательно с российского рынка?

- Конечно, с российского рынка мы не ушли. Во-первых, в России у нас очень много клиентов, и мы будем там работать, несмотря на все изменения. Во-вторых, повторюсь, Россия обладает огромным потенциалом. Может быть, в ближайшие пару лет мы не ожидаем бурного роста на этом рынке, но определенные возможности инвестирования там сохраняются. Мы хорошо разбираемся и в российском рынке акций, и облигаций, следим, что происходит с рублем, и даже сейчас есть возможность заработать, если анализировать ситуацию и не бросаться в крайности. Например, в октябре 2008 года, в разгар паники на финансовых рынках, мы рекомендовали клиентам инвестировать в облигации стабильных российских эмитентов с коротким сроком погашения. И те, кто последовал этой рекомендации и купил облигации ВТБ, «Северстали», «Газпрома», неплохо заработали.

- В условиях кризиса еще есть шансы сохранить, а может быть, и приумножить свои накопления?

- Даже во время кризиса есть решения, что делать с деньгами, чтобы они не пропали. Даже если бы крупнейшие мировые банки рухнули, не получив государственной помощи, всегда есть надежные вложения, которые обеспечивают сохранность капитала. Пусть они будут давать очень низкий доход, но это надежнее, чем закапывать деньги в землю.

- Как повлияла на деятельность вашей компании смена владельцев в банке Parex, дочерним предприятием которого является Parex Asset Management?

- Проблемы Parex Banka нас не слишком затронули – все-таки ценные бумаги наших клиентов находятся за балансом банка, да и на управляемые нами фонды и пенсионные планы, наложенные на деятельность банка ограничения не распространяются. К тому же Parex Asset Management располагает достаточным объемом собственных средств. Сейчас банком Parex владеет Латвийское государство, и можно определенно сказать, что деятельность банка стабилизировалась и имеются хорошие прогнозы на будущее в том числе и для нашей компании.

Прошедший 2008 год мы закончили на более оптимистической ноте, чем нам казалось еще за месяц до его окончания. Самый болезненный удар финансового кризиса пришелся на ноябрь, когда меры, которые государства по всему земному шару принимали для стабилизации финансовой системы, были наиболее масштабными. Именно в ноябре была зафиксирована самая большая паника на финансовых рынках, когда банки не были готовы давать друг другу деньги и финансовая система в отдельные моменты была фактически парализована. Тогда беспокоил один вопрос: выстоит ли вообще финансовая система. Но к концу года ситуация немножко выровнялась, и на первый план вышли более рациональные моменты, а именно анализ макроэкономических данных.

- Как отразился кризис на работе вашей компании в 2008 году?

- Прошедший 2008 год на финансовых рынках был один из самых плохих годов за последние несколько десятков лет. В целом с учетом мирового финансового кризиса год закончился более или менее нормально. Хотя, если посмотреть на результаты года на финансовых рынках, то практически единственные вложения, которые оказались доходными — это вложения в сверхнадежные государственные облигации развитых стран. Те, кто в начале 2008 года вложил деньги в такие облигации, получили небольшую, но все-таки прибыль. Кто в начале 2008 года вкладывал в другие активы — акции, недвижимость, корпоративные облигации, нефть и даже золото, в лучшем случае мало потеряли, а в худшем — очень много.

Понятно, что эти обстоятельства повлияли на результатах нашей деятельности, в том числе и по управлению пенсионными планами. Компании, придерживавшиеся более или менее агрессивной стратегии, закончили этот год с минусом — кто с большим, кто с меньшим. Хотя если смотреть на фоне того, что происходило в мире, то результаты латвийских пенсионных планов не такие уж и трагичные. Допустим, падение на 5% по нашему активному пенсионному плану, на фоне того, что российский рынок акций рухнул на 80%, а американский — на 40%, не выглядит катастрофой.

Беседовал Евгений Павлов