Posted 17 марта 2009,, 11:33

Published 17 марта 2009,, 11:33

Modified 1 апреля, 18:32

Updated 1 апреля, 18:32

На маршрутки открыли охоту

17 марта 2009, 11:33
Жалобы на наземный транспорт в Петербурге приходится слышать часто. Частные перевозчики считают, что чиновники недооценивают опыт, наработанный маршрутными такси. А непредсказуемость ремонтно-строительных работ создает дополнительный стресс на дорогах.

Жалобы на нелогичность развития маршрутов пассажирского наземного транспорта Петербурга приходится слышать часто. Частные перевозчики считают, что чиновники недооценивают опыт, наработанный маршрутными такси. Кроме того, непредсказуемость ремонтно-строительных работ создает дополнительный стресс на дорогах.

В работу пассажирского транспорта Петербурга за последние годы было внесено очень много изменений. Как посетовал в понедельник на заседании комиссии ЗакСа по транспортному комплексу глава комиссии Игорь Риммер, cегодня петербуржцам очень сложно выбрать, на чем добираться до нужного места, и сколько времени займет дорога - ввели новые маршруты, отменили старые, а якобы действующие маршрутки могут завезти совсем на другую улицу.

Действительно, жалобы на непостижимую и непредсказуемую логику развития маршрутной сети в городе приходится слышать часто, причем, в выражениях, которые не делают чести культурной столице. Например, отменяются трамвайные маршруты, а адекватная замена альтернативным транспортом не предусмотрена. После закатывания трамвайных линий на Измайловском проспекте стало труднее добраться до Сенного рынка; сняли трамвай №90 - и связь Литейной стороны го с Московским вокзалом прервалась.

Кроме того, началась "охота" на маршрутки. После того, как их убрали с Невского проспекта, оказался отрезанным от главной магистрали города Средний проспект. В вечернее время сложно выбраться даже с Большого проспекта Васильевского острова.

Как рассказал корреспонденту «Росбалта» председатель правления Ассоциации перевозчиков пассажиров Василий Киселев, Комитет по транспорту игнорирует опыт разработки маршрутной сети, накопленный частными извозчиками - с ними еще никто не говорил на эту тему. «Наш опыт не востребован. И очень жаль, так как он нарабатывался на практике, над этим работали профессионалы, интеллектуалы», - сказал Киселев.

В частности, по его словам, на Невском проспекте маршруты были тщательно продуманы, экономически выверены, целесообразны — и для перевозчиков, и для пассажиров. Теперь же перемещение по главному проспекту города весьма проблематично. «Встает вопрос: авторы нововведений заботятся о пассажирах или как? Они проводят опрос среди населения? Узнают их мнение?», - закидал он вопросами воображаемых оппонентов. А вот если бы чиновники посоветовались с частниками, ошибок могло быть меньше, уверен эксперт.

Киселев также обращает внимание, что перевозчиков не информируют своевременно о том, где, когда и насколько закрываются дороги. По его словам, они находятся в постоянной зависимости, напряжении от Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству или коммунальных служб, которые перегораживают проезжую часть (ежегодно с этим связано до 15% изменений маршрутов). Между тем, именно от маршрутной сети идут расчеты расходно-доходной части бизнеса, строятся прогнозы, планы. Не говоря уже о том, что из-за непредусмотренного изменения маршрутов люди срывают злость на тех, кто под рукой - водителей и кондукторов, а у них и без того нервная работа.

Есть требование — все заинтересованные стороны должны извещаться о начале работ не позднее, чем за 10 дней. «Мы же узнаем по факту перегораживания магистрали. Причем, если бы речь шла об аварийных случаях - это одно, но мы говорим о плановых работах. Комитет по транспорту должен так поставить дело, чтобы именно туда стекалась вся информация о любых работах на дорогах. Это, в том числе, и вопрос безопасности. Но комитет ничего не делает в этом отношении», - закончил обвинительную речь глава Ассоциации.

По его словам, на Западе есть четкое понимание, что удобная маршрутная сеть и безопасный комфортный транспорт — это нерентабельный бизнес, который не может существовать без государственных дотаций. Качество транспортного обслуживания зависит от приоритетов, которые выставляет город - готов ли он обеспечить безопасность, удобство и комфорт. Исходя из уровня дотаций и должна выстраиваться транспортная политика мегаполиса: если денег на все не хватает, необходимо открыто говорить, на что горожане могут рассчитывать. Киселев не понимает, почему город на выкуп облигаций «Морского фасада» выделяет 2 млрд руб., а на дотацию транспорта - 1,5 млрд. «Для меня как горожанина это непонятно с точки зрения ориентиров в городской политике», - заявил он.

Депутат Риммер, в свою очередь, призвал не демонизировать ситуацию. По его мнению, новый председатель Комитета по транспорту (КТ) Александр Кадыров - человек системный, и сегодня комитет все выстраивает "по науке". Нужно переговорить с ними, и все будет хорошо, миролюбиво заверил парламентарий.

Заместитель председателя КТ Руслан Тагиев подтвердил, что в комитете идет напряженная подготовка к «смене формаций». Буквально в течение ближайшего месяца чиновники закончат «формирование основных идей» конкурса по оказанию услуг пассажирских перевозок в рамках городского социального тарифа. Планируется, что с 2011 года в Петербурге все перевозчики будут работать по единому тарифу - коммерческий транспорт исчезнет.

Но на пути «революционеров» стоят безответственные нелегальные перевозчики, с которыми нет никакого сладу. «Эффект от наших контрольных мероприятий, рейдов небольшой. Мы обращались в ГАИ и прокуратуру, они нас слышат, но серьезных контрмер не предпринимают», - заявил Тагиев. Риммер предложил свой план «боевых действий» с использованием южноамериканского опыта. «Город мог бы начать прессинговать нелегалов хотя бы с точки зрения безопасности», - считает депутат.

По его мнению, в Петербурге необходимо всем легальным перевозчикам, прошедшим конкурсный отбор, выдавать специальный знак. После чего следует развернуть массированную пропаганду: мол, власть гарантирует безопасность их услуг. "Чем мы хуже Рио-де-Жанейро? Там этот пропагандисткий трюк имел успех", - известил Риммер.

Кстати, Тагиев и Киселев принципиально разошлись в количественной оценке нелегалов. По данным КТ, с 2006 года «их количество существенно уменьшилось». А Ассоциация заявляет, что если весной 2007 года их было около 780, то сегодня — 1064.

Ирина Кравцова