Posted 21 апреля 2009,, 14:34

Published 21 апреля 2009,, 14:34

Modified 1 апреля, 18:12

Updated 1 апреля, 18:12

Медведева «протестировали» в Хельсинки

21 апреля 2009, 14:34
В ходе поездки в Финляндию и общения в соседней стране президент Дмитрий Медведев предложил заключить новые международные договора по энергетике и безопасности в Европе.

Завершается государственный визит в Финляндию президента России Дмитрия Медведева. В ходе поездки и общения в соседней стране президент затронул две важнейшие темы – необходимость заключения новых международных договоров по энергетике и безопасности в Европе.

В ходе визита Финляндии был передан подготовленный Россией новый базовый международный документ по сотрудничеству в сфере энергетики. Этот документ включает предложения по оптимальной организации транзита энергоресурсов и предназначен для всех участников «большой двадцатки», стран СНГ и соседей России.

Эксперты утверждают, что новизна документа заключается в расширении списка энергоресурсов, который включает теперь не только нефть и газ, но и уголь, электроэнергию, а также ядерное топливо. Россия также предлагает расширить список ведущих энергоигроков, включив в него США, Канаду, Китай, Индию и Норвегию.

После ряда громких энергокризисов, разразившихся на пространстве СНГ и затронувших Европу, как заявил российский лидер, проблемы в сфере доставки энергоносителей нужно решать двумя путями: с помощью строительства новых маршрутов транспортировки и через решение вопросов юридического сопровождения.

В Хельсинки Дмитрий Медведев еще раз обозначил и заинтересованность России в построении надежной системы противодействия военным кризисам. Так, половина 40-минутного выступления российского лидера в Хельсинкском университете была посвящена договору о европейской безопасности.

Напомним, что еще в июне прошлого года, во время визита в Германию, Медведев предложил заключить такой договор всем европейским странам вне зависимости от их принадлежности к военным блокам. По мнению Медведева, новый договор мог бы стать продолжением российско-американского договора о стратегических наступательных вооружениях, который истекает в декабре нынешнего года.

Медведев предлагает запретить размещение ядерного оружия за пределами национальных территорий, ввести ограничения не только на средства доставки боеголовок, но и на сами заряды (против чего выступали ранее США), а также исключить компенсацию ликвидируемых атомных вооружений обычными.

По мнению главы российского государства, будущий договор призван подтвердить и развить ранее согласованные принципы межгосударственных отношений на пространстве «от Ванкувера до Владивостока». Он должен рассматриваться как договор «Хельсинки – плюс», то есть в нем предполагается подтвердить и развить принципы, отраженные 35 лет назад в Хельсинкском заключительном акте. Однако «военное строительство на европейском континенте должно соответствовать в целом объему политических угроз, то есть тем реальным военным угрозам, которые в настоящий момент мы считаем действительными, актуальными», то есть применимыми к ХХI столетию, считает Дмитрий Медведев.

Важнейшим принципом российский президент назвал недопустимость фрагментации безопасности, признание ее неделимости на старом континенте. Медведев призвал провести на высшем уровне форум по договору о европейской безопасности. В этом саммите должны участвовать все евроатлантические государства, а также международные организации в сфере безопасности, включая ЕС, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и СНГ.

Говоря о необходимости уменьшения военных потенциалов в Европе, Дмитрий Медведев отметил, что Россия приняла решение существенно сократить количество своих соединений и частей в Калининградской области, откуда уже выведен значительный объем тяжелых вооружений. Одновременно, по словам президента, Россия ожидает от НАТО сдержанности и выполнения своих обязательств по неразмещению существенных боевых сил на иностранных территориях, граничащих с Россией.

Между тем, Запад не устоял перед искушением в очередной раз «протестировать» российского президента на предмет твердости его руки, лежащей на руле управления государством. Известно, что в европейских политических и деловых кругах до сих пор не могут определенно решить вопрос, «кто в России главный». Как заявил недавно в беседе с корреспондентом «Росбалта» эксперт по России польского Института международных дел Бартош Чихоцкий, европейские бизнесмены до сих пор опасаются «изменения правил игры в России». Они не знают, «на кого ставить» – на «команду» Путина или Медведева - при заключении контрактов и планировании крупных проектов с участием России.

Именно в этом ключе можно рассматривать вопрос, заданный Дмитрию Медведеву в ходе пресс-конференции в Хельсинки по итогам его переговоров с Тарьей Халонен. Что будет с министрами, которые не выполняют указаний главы государства, – спросил российского президента один из финских журналистов. Медведев, отметив сначала, что вопрос звучит «очень общо», ответил: «Если вы мне приведете примеры неисполнения поручений, я приму решение о наказании соответствующих лиц, включая их увольнение». В то же время президент оговорился, что не разделяет негативных оценок работы правительства и серьезных претензий к его членам не имеет, а повод для недовольства всегда можно найти.

Как полагает директор исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, финским журналистом «преследовались две цели: тестировалось отношение Медведева к мерам по преодолению кризиса, которые проводит правительство Путина, а также в очередной раз решался вопрос: «кто в России хозяин?».

Известно, что на Западе постоянно муссируют тему недовольства Медведева политикой Путина. Предполагается, что в связи с этим российский президент может якобы принять какие-то «жесткие решения»: изменить формат отношений с премьер-министром либо с правительством в целом - вплоть до его роспуска. Ответ же на вопрос «кто главный» Запад также пытается сформулировать, исходя из предположения о том, что ухудшение отношений между Медведевым и Путиным является признаком борьбы за власть.

Однако предложения Дмитрия Медведева в отношении нового договора о евробезопасности наглядно демонстрируют преемственность российской внешней политики времен Путина и Медведева, утверждает эксперт «Росбалта». На Западе же, по его мнению, зачастую по-прежнему рассматривают действия нынешнего и прошлого российских лидеров, исходя из некоей упрощенной формулы «плохого и хорошего полицейского», утверждая, что Медведев продвигает позитивные тезисы, например о новой архитектуре европейской безопасности, а Путин – лишь критикует Запад и высказывает неудовлетворенность России.

Дмитрий Суслов считает, что президент и премьер «исходят из существующих реалий, выражая как негативную, так и позитивную повестки дня». «Очевидно, чтобы «сработала» инициатива Медведева о договоре по европейской безопасности, должна быть продлена пауза в развитии негативных процессов в Европе, в первую очередь – расширении НАТО. Также должна быть снята угроза размещения военных объектов на территории стран-членов НАТО, в первую очередь – в странах Балтии, которые не являются участниками ДОВСЕ. И здесь Медведев повторил многие из тех тезисов, которые Путин озвучивал в своей мюнхенской речи», - утверждает эксперт.

«А предложение Медведева о новом энергетическом договоре взамен Энергетической хартии, - резюмирует Суслов, - также идет в развитие тезисов, которые сформулировал премьер-министр Владимир Путин в Давосе в начале этого года».

Напомним, что, участвуя в Давосском экономическом форуме, именно Путин, а не Медведев, представил развернутую картину энергетической безопасности, которую Россия хочет выдвинуть на международное обсуждение. Так что раскола по стратегии между президентом и правительством пока нет, а тактические разногласия вряд ли можно считать поводом для отставки.

Дмитрий Пановкин