Posted 3 июня 2009,, 09:17

Published 3 июня 2009,, 09:17

Modified 1 апреля, 17:47

Updated 1 апреля, 17:47

Шок – это по-нашему

3 июня 2009, 09:17
Культурная жизнь в последнее время балует нас спектаклями не только на сцене, но и вне ее. Не успел угаснуть один скандал – фальстарт с назначением нового ректора ГИТИСа, как начал разгораться другой – с отставкой директора Третьяковской галереи.

Культурная жизнь в последнее время балует нас спектаклями не только на сцене, но и вне ее. Не успел угаснуть один скандал – фальстарт с назначением нового ректора ГИТИСа, как начал разгораться другой – с отставкой директора Третьяковской галереи. На этом фоне во вторник на пост ректора Московской консерватории тихо-мирно вернулся бывший министр культуры Александр Соколов, с которым полтора года назад пытался судиться уходящий ныне директор Третьяковки.

С тех пор, как в России появилась публичная политика, публичные же неповиновения и демарши не были в ней редкостью. Кто-то ведь помнит, как в 1996 году начальник московского РУОПа генерал-майор милиции Владимир Рушайло дал пресс-конференцию, на которой объявил о своей отставке и выдал по первое число своему же начальству. Рушайло не пострадал, вскоре стал сам министром внутренних дел, да и позже занимал очень высокие посты. В том же выборном году секретарь Совета Безопасности РФ генерал Александр Лебедь очень своевольно повел себя в истории с первой чеченской войной и Хасавюртовским миром.

На этом фоне сегодняшние перипетии в сфере культуры и искусства, которая по сути своей куда более раскованна и экспрессивна, нежели армия и милиция, назвать сенсацией даже и язык не поворачивается. Хотя вообще, «ректор на один день» - это сильно.

Напомним, в середине мая министр культуры Александр Авдеев сменил ректора ГИТИСа. Марина Хмельницкая была уволена по результатам проведенной в марте-апреле ревизии, которая выявила ряд веселых недостатков. Как-то: «обучение магистрантов и аспирантов проводилось в совмещенных группах, осуществлялись выплаты студентам из стипендиального фонда и внебюджетных средств Академии без имеющихся к приказам Академии оснований».

В общем, нетрудно догадаться, что не «обучение в совмещенных группах» навлекло министерский гнев, а вот именно что расходование финансовых средств. Так, например, «в нарушение трудового законодательства Российской Федерации по дополнительным соглашениям к срочному трудовому договору ректору Академии были выплачены суммы в размере 405 тыс. 328,6 рублей». Что же, до боли знакомые сюжеты.

А вот дальше произошло нечто нестандартное: студенты откровенно, театрализовано не приняли нового ректора Юрия Шерлинга. И новый ректор - вкупе со своими министерскими патронами – предпочел не идти так откровенно против «студенческого рожна». «Я отказываюсь от этой должности, так как считаю невозможным работать в такой обстановке, где на меня оказывается давление и где царит полная неразбериха, — сказал Шерлинг. — Я даже не смогу бороться, с тем, что происходит в стенах этого старейшего российского театрального учреждения». В другом источнике приводится и более экспрессивная его цитата: «Я вспомнил, как гноили Пастернака, я вспомнил все выступления в этот момент. И я не захотел в свои 65 лет рисковать своим здоровьем и спокойствием моей любимой семьи».

Юрий Шерлинг – фигура чрезвычайно колоритная: балетный танцовщик, режиссер, но к моменту назначения – банкир. Как заметил корреспонденту «Росбалта» директор департамента науки и образования Министерства культуры РФ Олег Неретин, Шерлинг призван был сыграть роль «антикризисного управляющего» - читай, навести порядок в милом гитисовском бардачке. Но, как признал Неретин, «общественность выразила несогласие» с теми антикризисными методами, кои управляющий с ходу продемонстрировал (увольнение разом всех проректоров и т.д.) – и Минкульт «пошел на отмену» собственного приказа.

«Это была кадровая ошибка, которая в течение одного дня была исправлена, - заметила «Росбалту» советник министра культуры Наталья Уварова. – Но это единственный случай такого рода, и министр признал эту ошибку, - что редко бывает. Министр приехал в ГИТИС, извинился перед общественностью, и все было очень достойно». Теперь ректора будут выбирать, как положено. Старого ректора не вернули (чего вроде бы требовали студенты), а назначили исполнять его обязанности Карину Мелик-Пашаеву. Многим московским театралам, наверно, жаль, что они не были в те дни в гитисовских коридорах и не видели, как веселые ребята выражали свое «фи» непрошеному Лопахину.

История с Третьяковской галереей - куда как прозаичнее. Нежелание уходить на пенсию – едва ли не самый распространенный сюжет в российской политике, а в СНГ – еще того насущнее. Правда, некоторый скандальчик связан с тем, что директор Третьяковки Валентин Родионов уже было объявил о своей отставке и представил желаемого преемника.

«Сейчас Родионов на больничном, - отметила в разговоре с корреспондентом «Росбалта» Наталья Уварова. – Мы все желаем ему выздоровления. Но ведь еще в январе был заключен договор, что 1 июня его достойно проводят на пенсию. И в середине мая Родионов на директорате Третьяковки объявил, что уходит, и хотел бы видеть на своем посту Ирину Лебедеву. Но потом Валентин Алексеевич передумал».

Передумал, бывает! Не он один. Как-то мэр Москвы Юрий Лужков на торжественном собрании в МГУ объявил о своем намерении уйти в отставку в конце 2007 года и передать бразды правления «молодому выпускнику МГУ». Сейчас на дворе середина 2009 года, - никаких «молодых выпускников» на горизонте не видно.

Валентину Родионову в июле будет 72 года. Но ведь в России работают и более пожилые директора музеев: например, 87-летняя Ирина Антонова возглавляет Музей изобразительных искусств, а 73-летний Гурген Григорян – Политехнический. «Чего вы с меня-то начали?» - мог бы спросить Родионов у министра. По его словам, он задал более вежливый вопрос: «Я плохо работаю?» А затем публично и печатно опроверг «недостоверную информацию о своем якобы добровольном уходе на пенсию». Получился конфуз, «неуместное собрание», вместо шампанского – валидол.

Вот что пишет один из защитников Родионова. «Не менее некрасивая ситуация сложилась прошлой осенью в связи с увольнением директора Петергофа Вадима Знаменова, проработавшего в музее-заповеднике полвека, восстанавливавшего его из руин и считающегося в музейном мире эталоном профессии. Несмотря на бурные протесты сотрудников, Вадим Знаменов был фактически отправлен в почетную отставку, заняв номинальный пост президента музея». Милейшему искусствоведу как-то невдомек, что директору, отработавшему в музее полвека, ныне тоже ведь уже за 70. И пост «президента» - не самое худшее спасение от нищей пенсии.

Впрочем, Родионов уже раз конфликтовал с министром культуры - с Александром Соколовым, который занимал этот пост в 2004-2008 годах. Это был знаменитый скандал осенью 2007 года, когда Третьяковка вывезла в Париж на выставку произведения «соц-арта» 1970-х. Картины те, мягко говоря, очень сильно отличались от полотен, кои в массовом сознании ассоциируются с Третьяковской галереей. Самой скандальной была признана огромная постановочная фотография двух целующихся мужиков в милицейской форме (вообще-то, не велик бы был скандал, когда б не марка Третьяковки).

Первым возмутился чопорный консерваторец Александр Сергеевич Соколов и еще до отъезда выставки в Париж публично заявил: "Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной". Тогда-то Валентин Родионов и вкатил ему судебный иск о защите чести и достоинства, но суд встал на сторону министра. Выставка в Париже состоялась, но предварительно Родионов снял с показа то ли 17, то ли 19 работ, включая злополучных милиционеров.

Весной 2008 года Соколов покинул пост министра культуры. А вскоре Родионов уволил заведующего отделом новейших течений Андрея Ерофеева, который курировал скандальную выставку. Можно предположить, что опытный директор «не сдавал» своего сотрудника до тех пор, пока это могло бы выглядеть уступкой в конфликте с министром. А как министра сменили – тут же и Ерофеева уволили.

Тогда в культурной среде обозначились три позиции: «непримиримые пуристы» во главе с Соколовым, «центр», обозначенный Родионовым, и буйный «авангард», вставший на защиту Ерофеева. Тому, вообще-то, «не привыкать» - родной брат скандального писателя Виктора Ерофеева на буйной авангардной ниве повидал всякое. Но защищали его, как спящую красавицу. «То, что директор музея Родионов, встав на сторону «мракобесов», предал одного из лучших своих сотрудников, говорит о том, что он, сохранив сознание советского бюрократа, так по-настоящему и не стал директором музея», - писал в те дни галерист Марат Гельман.

Ныне драма с этими героями близка к кульминации. Валентин Родионов дипломатично пребывает на больничном, что вряд ли избавит его от пенсии. А его прежний обидчик Александр Соколов вновь избран ректором консерватории, которую он уже возглавлял до министерства. Обязанности директора Третьяковки исполняет Ирина Лебедева, которую и рекомендовал Родионов – а заведовала она, кстати, отделами современного искусства, расположенными в одном здании с Центральным домом художника. Мятежный современный искусствовед Андрей Ерофеев находится под судом за выставку «Запретное искусство-2006», и очередное судебное заседание назначено на 5 июня. А осенью нас ждут выборы ректора ГИТИСа – кого-то выберут?

Известно, что музейно-театральная сфера существует для того, чтобы людям было не скучно. И с задачей своей справляется. Правда, разными способами. Парадоксально, но факт.

Леонид Смирнов