Posted 4 июня 2009,, 11:36

Published 4 июня 2009,, 11:36

Modified 1 апреля, 17:46

Updated 1 апреля, 17:46

Энерголандшафт России изменится

4 июня 2009, 11:36
Власти могут инициировать новый передел собственности в электроэнергетике. В правительстве РФ допускают, что собственникам генерирующих компаний, которые не в состоянии профинансировать свои инвестпрограммы, придется расстаться с активами.

Российские власти могут инициировать новый передел в электроэнергетике. В правительстве допускают, что собственникам генерирующих компаний, которые не в состоянии профинансировать свои инвестпрограммы, придется расстаться с активами. При этом не очень понятно, где в условиях кризиса найти новых владельцев, готовых вкладывать миллиарды долларов. Сейчас деньги есть лишь у государства, так что инициатива Минэнерго может обернуться национализацией отрасли.

В 2007-2008 годах РАО «ЕЭС России» и правительство продали пять из из шести ОГК и 15 ТГК. Инвесторами стали российские и иностранные частные компании, но значительную долю сохранило государство - через ОАО«Газпром». Условия сделок были просты: инвесторы под угрозой штрафов брали на себя обязательства вкладывать десятки миллиардов рублей в строительство новых мощностей. Их востребованность и загруженность были гарантированы за счет роста энергопотребления в стране, а также грядущей либерализации рынка электроэнергетики.

Но кризис спутал планы чиновников и инвесторов. В январе-мае 2009 года спрос на электричество в России упал почти на 6%. Аналитики ожидают, что до конца года потребление может сократиться на 10 %. Неудивительно, что некоторые собственники считают нецелесообразным ввод новых мощностей в таких условиях, а у других — просто нет денег.

Однако в Минэнерго считают, что инвесторы все равно должны выполнять свои обязательства. "Мы считаем, что большое количество инвесторов, несмотря на появление долгосрочного рынка мощности, не справится со своими обязательствами», - заявил недавно в интервью «Вести-24» глава этого ведомства Сергей Шматко. Именно поэтому он предлагает внести радикальные изменения в структуру собственности ОГК и ТГК. «Я не исключаю того, что нам придется пересмотреть ландшафт посткризисной российской энергетики. И вполне возможно, что мы попросим более состоятельных, в смысле своих целей и возможностей, инвесторов реализовать те или иные проекты, на которые у существующих инвесторов просто нет денег", - сообщил Шматко.

Одной из первых 90-миллиардную инвестпрограмму сократила ОГК-3, подконтрольная «Норильскому никелю». Компания заявила, что не будет объявлять конкурс на строительство двух энергоблоков суммарной мощностью не менее 400 МВт. Холдинг Виктора Вексельберга «Комплексные энергетические системы» (КЭС) также считает, что сейчас нет экономического смысла строить три электростанции суммарной мощностью 1700 МВт, и хочет перенести ввод объектов на несколько лет вперед. «Норникель» и КЭС, а также группу «Синтез» Шматко еще в апреле назвал «проблемными инвесторами».

Вице-президент КЭС-холдинга Андрей Шишкин, в свою очередь, заявляет, что потребители сами отказываются от электроэнергии, которую ранее заказывали. Например, Новобогословская ТЭЦ на 1000 МВт на Урале теперь никому не нужна – РУСАЛ, которому требовалась дополнительная мощность, не только заморозил новый проект в Краснотурьинске, но и собирается сокращать действующее производство.

Некоторые эксперты и участники рынка подозревают государство в «национализационных» устремлениях. Например, «Газпром», который не может найти 26 млрд для ТГК-1 (всего на 2009 год нужно 40 млрд руб.), неоднократно заявлял, что в части выполнения инвестпрограмм в энергетике уповает на государство. И, скорее всего, монополия помощь получит. Поэтому предположения о том, что частных инвесторов заменят на тот же «Газпром», небезосновательны. В запасе у чиновников есть и другие госструктуры - например, ФСК, «РусГидро» или «Интер РАО ЕЭС». В отрасли сейчас активно обсуждаются различные сценарии передачи им контрольных пакетов «проблемных» энергокомпаний.

Нельзя не признать, что Минэнерго, настаивая на полном выполнении инвестиционных программ ТГК и ОГК, отчасти противоречит само себе. Во-первых, замминистра энергетики Вячеслав Синюгин еще зимой говорил о том, что генеральная схема размещения энергомощностей, ранее утвержденная правительством, может быть сильно пересмотрена и сокращена чуть ли не в три раза. А во-вторых, государственным энергокомпаниям инвестиции сократить уже разрешили. В частности, ФСК думает о почти двукратном секвестре (до 456 млрд руб.) капитальных вложений в 2009-2011 годах. Уменьшить инвестиции разрешено МРСК, «РусГидро», «Интер РАО ЕЭС», «Энергоатому» и «Системному оператору». И не исключено, что если государство заберет себе пакеты акций ныне частных ТГК и ОГК, то и им разрешат сократить или перенести сроки ввода электростанций.

В Минэнерго отмечают, что в 2009 году в России будет введено всего 2200 МВт новых мощностей – втрое меньше ранее запланированного объема. При этом Шматко заявил, что категорически против отказа от сооружения новых генерирующих мощностей: «Мы с этим не согласны, потому что мы не хотим после кризиса остаться с окончательно состарившейся, выработавшей свой ресурс энергетической инфраструктурой". Тем не менее, ведомство согласно на некоторые послабления. Минэнерго хочет подписать с владельцами ОГК и ТГК новые договоры на поставку мощности. С одной стороны, в них будет установлен более строгий режим исполнения инвестиционных обязательств, но с другой - они будут более гибкими и позволят акционерам генкомпаний маневрировать. «Они дадут инвесторам возможность в переговорном процесс решать какие-то задачи по сдвигу строительства "вправо". Мы можем обсуждать перенесение места расположения тех или иных станций, типов генерации, другого рода размена", - обещает Шматко.

Таким образом, одним владельцам энергокоманий будет предложено выйти, а другим разрешат частично заморозить свои планы. После чего энергетика может стать более монополизированной и подконтрольной государству.

Андрей Михайлов