Posted 24 августа 2009,, 12:48

Published 24 августа 2009,, 12:48

Modified 1 апреля, 16:55

Updated 1 апреля, 16:55

КАМАЗ нагрузят "АвтоВАЗом"?

24 августа 2009, 12:48
Предприятия традиционного российского автопрома - КАМАЗ и «АвтоВАЗ» - могут быть объединены в холдинг. Эксперты считают, что такое слияние окажется неэффективным, так как слабому придется тащить за собой слабейшего.

Предприятия традиционного российского автопрома - КАМАЗ и «АвтоВАЗ» - могут быть объединены в холдинг. Эксперты считают, что такое слияние окажется неэффективным, так как слабому придется тащить за собой слабейшего.

Глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов уже на этой неделе может объявить о слиянии «АвтоВАЗа» и КАМАЗа в единую автомобилестроительную компанию. Планируется, что в новый холдинг будут включены все принадлежащие госкорпорации автомобилестроительные активы, включая 25% акций "АвтоВАЗа", 37,8% акций КАМАЗа и 30% акций контролируемого группой «ГАЗ» ярославского "Автодизеля".

Один из кандидатов на пост руководителя новой структуры – гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. На том, что он останется руководителем КАМАЗа не менее пяти лет, настояла Daimler, купившая в декабре прошлого года 10% акций производителя грузовиков.

Структуру будущего холдинга будут обсуждать в сентябре. Однако эксперты уже сейчас заявляют, что она окажется нежизнеспособной: «АвтоВАЗ» уже довольно давно находится в крайне сложном положении, а КАМАЗ, хотя пока и работает без больших убытков, но тоже весьма ощутимо пострадал от кризиса.

Продажи продукции тольяттинского завода за 7 месяцев 2009 года упали на 44%. Финансовое положение компании уже второй год вызывает опасения: в 2008 году убытки на операционном уровне составили 25,9 млрд руб., а в I полугодии 2009 года - 14,1 млрд руб. Выручка «АвтоВАЗа» в 2008 году снизилась вдвое - с 81,4 млрд руб. до 40,9 млрд руб. Кроме того, товарные остатки на складах предприятия в конце июля 2009 года составляли около 80 тыс. автомобилей.

В результате руководство было вынуждено в августе остановить конвейер, а с сентября завод переходит на неполную рабочую неделю. В начале августа в Тольятти прошла акция протеста против сокращения рабочих часов и возможных увольнений. Положение на заводе не спасла даже поддержка государства в размере 25 млрд руб. - эта сумма пошла в основном на частичное погашение кредитов и расчеты с поставщиками завода.

На КАМАЗе дела идут лучше. Выпуска автомобилей «на склад» удалось избежать за счет периодических остановок производства. В начале года руководство завода провело сокращение персонала, но уже в июле нашлись средства для того, чтобы поднять рабочим заработную плату на 6%. Рентабельность EBITDA КАМАЗа за I полугодие 2009 года составила 8,9%.

Поэтому объединение компаний вызывает у экспертов только скепсис. «Эффективность создания единой автомобилестроительной корпорации, на наш взгляд, очень сомнительна. В результате может появиться еще одна управленческая надстройка, которая будет тормозить и так не слишком оперативные решения автопроизводителей. Кроме того, рентабельность бизнеса объединенной компании может оказаться ниже за счет более слабых финансовых показателей «АвтоВАЗа», - считает аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли.

Некоторые эксперты полагают, что слияние выгодно лишь «АвтоВАЗу». «Если состоится объединение с КАМАЗом, дела у которого, с учетом кризиса, идут неплохо, общие показатели компаний, скорее всего, будут лучше", - пояснила «Росбалту» эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. По ее мнению, объединение управления также вряд ли даст существенный положительный результат: укрупнение означает рост управленческого аппарата в целом, а в кризисный период огромное значение для компании имеет быстрая реакция на события на рынке.

При этом пока не ясна позиция иностранных партнеров "АвтоВАЗа" и КАМАЗа – Renault и Daimler. «Впрочем, если решение об объединении будет принято на государственном уровне, вряд ли Renault и Daimler выступят против», - отметила Воробьева.

Таким образом, объединенная компания, которая, по замыслу руководства Ростехнологий, должна смягчить кризисный удар по «АвтоВАЗу», может не оправдать надежд. Даже если убытки «АвтоВАЗа» удастся сократить, завод все равно вряд ли сможет рассчитаться с кредиторами и поставщиками без дополнительной помощи, не говоря уже о том, чтобы запустить инвестпрограмму для создания новых и конкурентных на рынке автомобилей.

Очевидно, что для оздоровления «АвтоВАЗа» необходимо передать завод хозяину, который реформирует производство, поставит на конвейер модели, соответствующие уровню XXI века, и повысит качество сборки. В противном случае он не только не выйдет из кризиса, но и "потянет" за собой КАМАЗ.

Сергей Ковальченко