Posted 18 сентября 2009,, 15:47

Published 18 сентября 2009,, 15:47

Modified 1 апреля, 16:37

Updated 1 апреля, 16:37

Сюрреализм развивает мозги

18 сентября 2009, 15:47
Психологи опытным путем показали, что чтение сюрреалистической прозы благоприятно воздействует на механизмы познания и обучения. При погружении в сюрреалистическую историю человек испытывает дискомфорт, мотивирующий его осваивать новые логические модели.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС, 18 сентября. Калифорнийские и канадские психологи опытным путем показали, что чтение сюрреалистической прозы благоприятно воздействует на механизмы познания и обучения. По мнению психологов, сюрреалистический сюжет рассказа или кинофильма может приводить в действие специфический когнитивный механизм.

Как сообщает Lenta.ru, выводы исследователей из университета Санта-Барбары (штат Калифорния) и университета Британской Колумбии опубликованы в сентябрьском номере журнала Psychological Science, а синопсис статьи приводит газета The Guardian.

Участники эксперимента были разбиты на две группы. Первым было предложено прочесть известный рассказ Франца Кафки "Сельский врач", а второй группе эту же историю о докторе, едущем "с земной коляской и неземными лошадьми" к тяжелобольному пациенту в метель, изложили в сильно упрощенном и упорядоченном виде. Далее все участники получили задачи, в которых требовалось выявлять закономерности в последовательности символов. Оказалось, что те, кто читал более трудный и путаный текст, справлялись с заданием лучше: непривычная, кажущаяся бессмысленной история невольно вынуждала читателей к поиску новых логических структур.

В ходе второго исследования сходные результаты были получены в ходе бесед с людьми, которые испытали на себе отчужденность окружающих из-за каких-то своих не совсем адекватных и противоречивых поступков в прошлом. "Вы испытываете при этом примерно те же ощущения, что и как следует начитавшись рассказов Кафки, - объяснил автор исследования Трэвис Пру. - Эти люди чувствуют себя ужасно неуютно, не способны свободно общаться, как прежде, и все это создает подспудное бессознательное желание разобраться в причинах подобной ситуации. Подобное чувство дискомфорта может возникнуть как при погружении в какую-либо сюрреалистическую историю, так и при созерцании своих собственных ошибок, - в любом случае люди хотят от этого чувства дискомфорта поскорее избавиться. Так что они весьма и весьма мотивированы в освоении новых логических моделей".

Правда, если человек готов к тому, что ему предстоит такого рода отчуждение, то механизм не сработает. Следовательно, заключает Пру, целенаправленное чтение Кафки накануне экзамена вряд ли принципиально улучшит результаты испытания.

Как отмечают »Грани.Ру», в 1920-е годы русский советский языковед, один из создателей теории фонемы, академик Лев Щерба предложил следующий пример "очевидно бессмысленной фразы" (в которой все корневые морфемы заменены на произвольные сочетания звуков и которая использовавалась на вводных лекциях к курсу "Основы языкознания"): "Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка". Абстрагируясь от лексики, студенты на этом примере учились проводить корректный грамматический анализ. Фраза создана для иллюстрации того положения, что многие семантические признаки слова можно извлечь исключительно из его морфологии. Широкую известность этот пример приобрел после публикации в научно-популярной книге Льва Успенского "Слово о словах".

А еще раньше подобные приемы применял британский математик и литератор Льюис Кэрролл, создавая свои стихи и сказки. Они были наполнены абсурдом, но тем не менее заставляли пристально следить за действием, сопереживать героям и все время напряженно пытаться отыскать какой-то "потаенный смысл".