Posted 24 сентября 2009,, 15:37

Published 24 сентября 2009,, 15:37

Modified 1 апреля, 16:33

Updated 1 апреля, 16:33

Дружбе мешает конфликт стратегий

24 сентября 2009, 15:37
В отношениях России и США «наступили позитивные изменения», заявил Дмитрий Медведев по итогам переговоров с Бараком Обамой. Однако эксперты утверждают, что говорить о безоблачном будущем российско-американских отношений пока рано.

В отношениях России и США «наступили позитивные изменения», «мы научились слушать друг друга», заявил Дмитрий Медведев по итогам состоявшихся в Нью-Йорке переговоров с президентом США Бараком Обамой. По словам российского президента, «сложившиеся товарищеские отношения позволяют решать многочисленные вопросы, важные как для двустороннего взаимодействия, так и для судеб всего мира». Между тем, эксперты утверждают, что, несмотря на серьезные сдвиги, говорить о безоблачном будущем российско-американских отношений пока рано.

В ходе переговоров Дмитрия Медведева и Барака Обамы президенты обсудили вопросы, связанные с проектом создания системы стратегической противоракетной обороны (ПРО) в Европе, новый договор по СНВ, а также иранскую ядерную проблему. Судя по официальным сообщениям, представители Кремля остались довольны первыми итогами встречи. В Белом доме также демонстрируют положительную реакцию. В частности, директор по делам России и Евроазиатского региона Совета национальной безопасности США, советник Обамы Майкл Макфол на брифинге по итогам встречи глав государств отметил, что РФ и США не имеют разногласий по большинству стратегических вопросов.

«Эпилогом речи Барака Обамы в Москве и эпилогом каждого разговора, который у нас был с президентом - с россиянами, с самого высокого уровня и ниже, по большинству стратегических вопросов, которые интересуют США, у нас разногласий нет», - сказал советник Обамы.

Между тем, как полагает директор исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, позитивное начало нового уровня «перезагрузки» не снимет в обозримой перспективе фундаментальное противоречие между Россией и Америкой. Это противоречие связано с характером глобальных стратегий России и США. «Соединенные Штаты по-прежнему ориентированы на утверждение и укрепление своего всеобъемлющего лидерства, на установление такой системы глобального управления, которая, в конечном итоге, ориентировалась бы на США», - сказал Суслов в беседе с «Росбалтом».

«Другое дело, что администрация Обамы предлагает совершенно иные методы, чем администрация Буша, но, тем не менее, преемственность заключается в том, что именно Америка должна стоять в центре самых главных мировых процессов. Россия же по-прежнему привержена идеям многополярного мира, то, о чем говорил Медведев на Генассамблее, – коллективное лидерство равных государств. Соответственно, поскольку глобальные стратегии двух стран несовместимы, отсюда и их противоречия по более мелким вопросам», - отметил эксперт.

Еще одно противоречие между Россией и США, по мнению эксперта, заключается в стратегии поведения на постсоветском пространстве, которая у Америки остается практически в неизменном виде. «Некоторые проблемы скорее заморожены, - продолжил Дмитрий Суслов. - В первую очередь, это относится к противоречиям России и США на постсоветском пространстве, которое является для России внешнеполитическим приоритетом номер один и жизненно важным интересом. Нерешенность этих вопросов будет иметь огромное негативное влияние на все другие стороны российско-американских отношений».

«Несмотря на то, что наиболее болезненная для России проблема – расширение НАТО за счет Грузии и Украины - временно отложена, Соединенные Штаты не отказываются от политики отрыва этих стран от России. США по-прежнему будут направлять свои усилия на ослабление интеграционных процессов на постсоветском пространстве и максимально возможное присоединение бывших советских республик к тем группировкам и режимам, которые ориентированы на другие центры, а не на Россию», - отметил эксперт. По его мнению, «мы столкнемся с этими противоречиями уже в начале следующего года в ходе президентских выборов на Украине».

Еще одной - и немаловажной – проблемой в отношениях двух стран является отсутствие доверия между политическими элитами России и США. Слишком много «разочарований» было в прошлом, и тем, кто в настоящее время делает «реальную политику», очень трудно поверить в практическую возможность устойчивых и нормальных отношений между двумя странами. России и Америке необходимо потратить еще много усилий, чтобы наработать опыт позитивного взаимодействия.

Сотрудничая в выработке нового договора по СНВ, прорабатывая вопросы создания новой пан-европейской системы ПРО, две страны получают хороший шанс снять пласты взаимного недоверия. Оба президента убеждены в возможности заключения Договора СНВ-2 в обговоренные сроки. «Работа по новому Договору по СНВ идет неплохо, и старт говорит о том, что Договор будет готов в те сроки, которые были обозначены ранее», - сказал Медведев. Как считает американский президент, «мы можем вполне достичь срока, который мы установили в работе по сокращению ядерного оружия и пусковых систем».

Напомним, что действующий Договор о сокращении и ограничении СНВ истекает в декабре текущего года. На саммите в Москве в июле Медведев и Обама условились, что через 7 лет после вступления в силу нового договора уровни для стратегических носителей у России и США должны будут находиться «в пределах 500-1100 единиц и для связанных с ними боезарядов - в пределах 1500-1675 единиц».

Российский лидер назвал принятое Обамой решение по ПРО «весьма разумным», выражающим как точку зрения действующей американской администрации, так и российские обеспокоенности по поводу того, каким образом выстраивать противоракетную оборону в Европе и мире. «Что касается ПРО, то ее модификация, которую предложили США, Россию устраивает. Американцы отказались от развертывания стратегической системы, нацеленной на перехват межконтинентальных баллистических ракет. Они отказались также от развертывания радара, способного покрывать всю европейскую территорию России. «Обамовская» система ПРО будет тактической, нацеленной на перехват ракет средней и меньшей дальности, которых у России нет, поскольку она является участником соответствующего договора, но которые есть у Большого Ближнего Востока, в первую очередь, у Ирана», - отметил в интервью «Росбалту» Дмитрий Суслов.

Одной из центральных тем переговоров президентов России и США стала иранская ядерная программа. Эта проблема чрезвычайно сложная: из Белого дома поступали недвусмысленные сигналы о том, что после пересмотра планов по развертыванию системы ПРО от Кремля ожидают уступок по Ирану. Между тем, Медведев по итогам переговоров с Обамой заявил, что позиция России в отношении давления на Иран проста: «санкции редко приводят к продуктивному варианту, но в отдельных случаях их использование является неизбежным, но это вопрос выбора». Однако российский президент подтвердил готовность «продолжать сотрудничество с США по вопросам, связанным с мирным использованием ядерной энергии».

«Россия пытается лавировать», - отметил Дмитрий Суслов. «Мы не отказываемся от сотрудничества, но заявляем о том, что уступка по ПРО не связана с разменом по Ирану, поскольку это пересмотр американской политики, основанный на американских же расчетах. И это правда. Обама говорил о целесообразности пересмотра системы противоракетной обороны еще в ходе своей предвыборной кампании. Но американцы, безусловно, пытаются выставить это как уступку Москве, чтобы добиться большей уступчивости по Ирану», - считает собеседник «Росбалта».

«Я думаю, - продолжил Суслов, - что со стороны Москвы уступки уже сделаны. Если раньше говорилось о неприменении санкций в отношении Ирана в принципе, то теперь Москва говорит о том, что она может участвовать в этих санкциях, но ей необходимо техническое обоснование в виде рекомендации МАГАТЭ». «Скорее всего, 60-70% вероятности, - Москва согласится участвовать в режиме новых санкций, параллельно пытаясь их каким-то образом смягчить, поскольку Иран имеет для России самостоятельную ценность вне зависимости от российско-американских отношений», - заключил эксперт.

Отметим, кстати: советник Обамы Макфол заявил, что Россия и США «почти одинаково» рассматривают вопрос иранской ядерной программы. «Не так давно у нас были совершенно различные подходы к угрозе (исходящей от Ирана) и стратегии действий в отношении Ирана. Сейчас мне кажется, что они немного ближе, если не почти одинаковые», - сказал Макфол.

Дмитрий Пановкин