Posted 16 октября 2009,, 17:15

Published 16 октября 2009,, 17:15

Modified 1 апреля, 16:17

Updated 1 апреля, 16:17

"Гуманитарная" ненависть

16 октября 2009, 17:15
Программа "Толерантность", рассчитанная на 2006-2010 годы, не дала особых результатов. В частности, согласно данным соцопросов, уровень толерантности петербургских студентов-гуманитариев за несколько лет существенно упал.

Уровень толерантности петербургских студентов-гуманитариев за несколько лет существенно упал. Если раньше учащаяся молодежь культурной столицы готова была взаимодействовать с представителями других этносов, то теперь их образ мыслей лучше всего характеризует известный слоган: "Чемодан, вокзал...".

В последнее время в Петербурге не было громких преступлений на почве межнациональной ненависти. Громкое дело банды Боровикова осталось в прошлом, поутихли и забылись другие кровавые стычки. Иностранные студенты перестали бояться вечерних прогулок. Казалось бы, городские власти могут праздновать победу и уповать на плодотворную реализацию программы "Толерантность", рассчитанной на 2006-2010 годы.

Однако социологические данные говорят о том, что петербуржцы по-прежнему нетолерантны. Более того, за последние несколько лет уровень терпимости по отношению к инородцам снизился, а проявления махрового национализма встречаются даже там, где, казалось бы, либеральное отношение к другой культуре должно считаться за правило.

Сотрудники психологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета регулярно (с 2000 года) исследуют уровень толерантности среди студентов гуманитарных вузов северной столицы. Результаты опроса более чем двухсот студентов в сентябре этого года вызвали серьезную озабоченность у экспертов.

"В 2000-2004 годах студенты Петербурга проявляли нормальную позитивную этническую толерантность. Они были готовы к сотрудничеству с представителями различных народов, стремились к культурной интеграции", - заявила профессор кафедры социальной психологии факультета психологии СПбГУ Людмила Почебут. По ее словам, уровень толерантности оставался более или менее стабильным. Он падал лишь тогда, когда в стране и мире происходили крупные теракты - в октябре 2000 года во время операции НАТО в Югославии, 11 сентября 2001 года после терактов в Нью-Йорке, в октябре 2002, когда террористы захватили театральный центр на Дубровке.

Данные недавнего исследования указывают на то, что уровень толерантности молодых людей упал в два раза по сравнению с показателями 2004 года. Причем ухудшилось отношение практически ко всем - англичанам, американцам, французам, немцам, грузинам, прибалтам, китайцам. Оценивая возможность сосуществования с молдаванами, выходцами из стран Средней Азии и Кавказа, студенты все чаще выбирают ответ: "Я предпочел бы не видеть их в своей стране".

По мнению Почебут, критический порог уже пройден, и обществу следует задуматься над тем, какие идеи могут пропагандировать в будущем студенты-гуманитарии, столь негативно относящиеся к инородцам - ведь многие из них будут преподавать сами в школах и в вузах. "Вместо взаимодействия, налаживания деловых, межкультурных контактов, молодые люди предпочитают обособленность, изоляцию. Их толерантность повысилась, но лишь к славянским национальностям - белорусам и украинцам. Другие этносы вызывают все больше и больше недоверия", - утверждает ученый.

По мнению правозащитника Юлия Рыбакова, виной подобному настроению студентов служит негативный фон в СМИ. Масла в огонь подливает и отечественная киноиндустрия. Если смотреть боевики и сериалы, то практически всегда негодяями, террористами, убийцами и ворами оказываются выходцы с Кавказа. "В итоге мы видим растущее количество молодых националистических банд, которые вовлекают в себя студенчество. Среди тех, кто взрывал бомбы на рынках, были и студенты", - отметил эксперт.

"Жаль, что студенты так безапелляционно воспринимают негативную информацию из телевизора. В телевизионных новостях рисуют "образ врага", но молодые люди должны думать своей головой. Ведь это будущая элита нашего общества", - считает исполнительный директор Московского бюро по правам человека (МБПЧ) Наталья Рыкова. Она отметила, что исследование Людмилы Почебут демонстрирует настроения продвинутой части молодежи - студентов-гуманитариев, однако "средняя температура по палате" может оказаться еще выше.

Глава МБПЧ Александр Брод счиает, что результаты питерского исследования отражают общероссийскую тенденцию. Опросы, проведенные в различных регионах России, указывают на снижение толерантности россиян, наличие ксенофобских настроений, причем нетерпимость обнаруживается не только к инородцам, но и к различным социальным группам - инвалидам и даже пенсионерам. "Причин тому можно найти много. Это и проколы в области миграционной политики, и рост бездуховности, и кризисные явления в экономике, которые порождают раздражение и агрессию", - считает эксперт.

Существующее социальное напряжение и связанные с ним ксенофобские настроения связаны с экономическим кризисом, продолжает мысль коллеги Юлий Рыбаков. "Ксенофобию вызывают оставшиеся без работы гастарбайтеры, которые слоняются по улицам без дела. Их роль в криминальной статистике преувеличена, но она, конечно, имеет значение", - сказал правозащитник.

Впрочем, социологи, хотя отчасти и соглашаются с полученными результатами, но ставят под сомнение методику исследования, проведенного силами психфака СПбГУ. "Низкая толерантность студентов не удивляет. В этом смысле молодые люди мало отличаются от всего российского народа. Сложно представить себе, что граждане, живущие в стране, где господствует дискурс расизма, будут терпимыми. У нас даже те, кто борется с расизмом, говорят на языке расизма ", - заявил директор Центра независимых социологических исследований Виктор Воронков.

Эксперт также подверг критике метод исследования Людмилы Почебут. Он предположил, что сотрудники психфака СПбГУ использовали шкалу Богардуса, позволяющую судить о социальной дистанции между различными группами населения. Воронков назвал этот метод опасным, воспитывающим в респондентах расизм. "Люди, которые раньше не думали о том, как они относятся к той или иной национальности, начинают задумываться об этом. Таким образом, метод лишь способствует тому, чтобы люди общались друг с другом, заранее зная, кто перед ними - русский или чеченец, украинец или узбек", - пояснил социолог.

С доводами Воронкова согласен директор программы "Права человека" Смольного института Дмитрий Дубровский. По его словам, исследование такого типа не только некорректно, но и довольно опасно. "Исследование оперирует такими понятиями, как "этнос". На самом деле, интегрируются люди, конкретные персоны. Представление же об "этносах", как реально существующих объектах, навязано нам теориями этничности и "этнической конфликтологии. С моей точки зрения, подобные исследования только затрудняют процесс интеграции, добавляя уверенности в "проблематичности" интеграции как таковой", - убежден Дубровский. Эксперт высказал подозрение, что подобные исследования показывают не столько отношение студентов к проблеме, сколько отношение самого исследователя.

В любом случае, результаты исследования, проведенного командой Людмилы Почебут, специалистов не удивляют. Это говорит о том, что очередные преступления на почве межнациональной ненависти - это всего лишь вопрос времени. По словам Александра Брода, профилактическая работа с молодежными организациями ведется слабо, миграционная политика властей имеет много "белых пятен". В этой ситуации молодежь не просто создает стихийные банды и нападает на мигрантов, но и оформляет настоящее подполье, готовит взрывчатку, нападает на милицию, оскверняет памятники. "Несколько лет назад в Петербурге был всплеск преступности на межнациональной почве. Тогда милиционерами была проведена серьезная работа, банды были обезврежены, идеологи, издатели радикальной литературы были привлечены к ответственности. Это дало свои плоды, но мы видим, что успокаиваться нельзя, ксенофобские настроения никуда не делись", - сказал правозащитник.

Предостережения Александра Брода небеспочвенны. По данным Михаила Ильина, начальника Центра «Э» петербургского ГУВД, занимающегося борьбой с экстремизмом, . многие экстремистские группировки используют новейшие технологии и становятся для правоохранительных органов неуязвимыми. Так, например, активно используется Интернет: за 2008-2009 годы было выявлено 500 сайтов, направленных на разжигание национальной вражды. Соответственно, растет количество текстов, которые требуют профессиональной экспертизы. На сегодняшний день квалифицированных экспертов в Северной столице крайне не хватает.

Экстремисты орудуют и в реальности. Так, недавно в прокуратуре Выборгского района Петербурга утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 19-летнего студента Политехнического университета. По предварительным данным, следствием установлено, что в марте 2009 года молодой человек в вагонах петербургского метрополитена расклеил листовки, направленные на возбуждение ненависти, вражды, унижение достоинства людей по признакам национальности и происхождения, расовой и религиозной принадлежности. Объектом его нападок стали выходцы с Кавказа, из Средней Азии и Китая, мусульмане и евреи.

Настолько ли ксенофобия неизлечима, или в современных условиях, люди, отягощенные экономическими проблемами, будут относиться к приезжим все злее и злее? Александр Брод посетовал на то, что петербургская программа "Толерантность", рассчитанная до 2010 года, заканчивается совсем не вовремя. "Эта программа снижает свои обороты, становится менее влиятельной, "уходит в кулуары. Это обидно - ведь Петербург считался пионером в этой области. На просвещение и образование граждан нельзя жалеть деньги, это важнее, чем строительство "Охта центра", - заметил он.

А Виктор Воронков подставил под сомнение саму программу "Толерантность" и дал понять, что корни ксенофобии скрываются гораздо глубже, нежели полагают чиновники. "Эта программа только укрепляет расизм. Она нацелена на так называемое воспитание "дружбы народов", то есть ее задача - не сгладить границы между людьми, а, наоборот, подчеркнуть их различия", - высказал свое мнение ученый.

Для того, чтобы в головах людей не возникали стереотипы и барьеры, нужно переписать учебники и перестать делать упор на этническую принадлежность того или иного гражданина.

Филипп Мостоцкий