Posted 23 октября 2009,, 15:36

Published 23 октября 2009,, 15:36

Modified 1 апреля, 16:12

Updated 1 апреля, 16:12

"Дело Сторчака": эксперты вне закона

23 октября 2009, 15:36
Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ передал на утверждение в Генпрокуратуру обвинительное заключение в отношении заместителя министра финансов Сергея Сторчака. Накануне следователи отказали Сторчаку в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела.

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ передал на утверждение в Генпрокуратуру обвинительное заключение в отношении заместителя министра финансов Сергея Сторчака. Накануне следователи отказали Сторчаку в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовного дела. По словам адвокатов чиновника, одну из ключевых экспертиз, фигурирующих в материалах расследования, проводили эксперты «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка», которая была запрещена Верховным судом в декабре 2008 года.

В конце прошлого года СКП РФ уже объявил об окончании данного расследования, Сторчак начал знакомиться с материалами, но потом расследование было возобновлено. Как выяснилось, это было сделано для проведения новой экспертизы, которая завершилась только в феврале 2009 года. Ознакомившись с ее результатами, руководитель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин фактически объявил о заговоре бывшего и действующего руководства Минфина с целью хищения бюджетных средств.

«По этому делу необходимо принять во внимание, что предпосылки к нему сложились более 10 лет назад, — заявил во время заседания коллегии Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, говоря о расследовании, проводившемся в отношении Сергея Сторчака. — Кроме того, в последние годы организацией запланированного особо крупного хищения государственных средств занимались без преувеличения лучшие финансово-экономические специалисты, в их числе — действующий и бывший заместители министра финансов России. Нами уже получены все экспертные заключения, в ближайшее время следствие будет завершено».

Оказалось, что речь шла о лингвистической экспертизе, которую следователи решили провести уже в тот момент, когда обвиняемые знакомились с материалами дела. «В деле фигурируют распечатки «прослушек» телефонных переговоров, - рассказал «Росбалту» адвокат Сторчака Андрей Ромашов. – А эксперты, проще говоря, растолковали эти «прослушки», объяснив что, по их мнению, обсуждали между собой люди».

Причем, по словам адвоката, анализом переговоров почему-то занимались эксперты «Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка» (АБОП) - организации, чья деятельность запрещена в стране. Генпрокуратура установила, что АБОП, вопреки законодательству в области наградной и геральдической политики, были учреждены ордена, медали, нагрудные знаки, имеющие сходство с государственными. Награды вручались российским и иностранным гражданам, зачастую представлялись им как государственные.

Также Академией незаконно присваивались специальные звания, в том числе генеральские, совпадающие с воинскими званиями, существующими в Российской Федерации. Организацией незаконно использовались образцы форменного обмундирования, аналогичные военной форме. В декабре прошлого года деятельность АБОП была запрещена Верховным судом РФ.

По словам Андрея Ромашова, адвокаты подавали ходатайства о незаконности экспертиз проведенных представителями столь сомнительной структуры. «Но всякий раз мы получали ответ, что следователь сам вправе выбирать, кому проводить экспертизу», - отметил «Росбалту» адвокат.

В результате эта лингвистическая экспертиза так и осталась в деле. А в четверг СКП РФ передал обвинительное заключение в отношении Сторчака на утверждение в Генпрокуратуру. «Мой доверитель подавал ходатайство о прекращении уголовного дела, в связи с отсутствием события преступления. На днях в его удовлетворении было отказано на основании немотивированных и ложных доводов, - отметил агентству Андрей Ромашов. - На аналогичные ходатайства защиты, мы пока ответа не получили. Во всей этой истории нет состава преступления, что подтверждают различные эксперты, в том числе и профессор Валерий Мусин». Последний в свое время являлся заведующим кафедрой гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета и преподавал у Владимира Путина.

Согласно версии следствия, в 1992 году между Россией и Алжиром было заключено межгосударственное соглашение о том, что алжирская сторона товарами погасит свои громадные долги, сделанные еще во времена СССР. Реализацией товаров за определенный процент должны были заниматься уполномоченные коммерческие фирмы, в том числе и ЗАО «Содэксим». Эта компания заключила партнерское соглашение с другой структурой – «Санта-Рат», которой и предстояло наладить сбыт алжирской продукции.

В 1996 году «Санта-Рат» через «Содэксим» перечислила Минфину предоплату за намечавшуюся поставку товара. Но в конце 1996 года Алжир разослал заинтересованным организациям сообщения, что все контракты и соглашения, касающиеся долга перед бывшим СССР, аннулируются. В результате коммерческие фирмы, участвовавшие в данной сделке, оказались в подвешенном состоянии. Долгое время они продлевали свои аккредитивы, а в 2006 году было заключено новое межгосударственное соглашение, по которому Россия списала весь долг Алжира перед СССР.

Сразу после этого «Содэксим» потребовал вернуть ему предоплату ($ 26 млн) и набежавшие за эти годы проценты – всего $ 43, 4 млн. По данным СКП РФ, замминистра финансов Сергей Сторчак, «используя свои служебные полномочия, обеспечивал принятие Министерством финансов РФ заведомо незаконных решений о выплате закрытому акционерному обществу «Содэксим» в общей сложности $43,4 млн». В 2007 году обвинения в покушение на мошенничество были предъявлены Сергею Сторчаку, бывшему замминистра финансов Вадиму Волкову, генеральному директору ЗАО «Содэксим» Виктору Захарову и члену совета директоров Межрегионального инвестиционного банка (МИБ) Игорю Круглякову, который в свое время являлся и учредителем «Санта-Рат».

Как считает следствие, у «Содэксима» не было оснований требовать $43,4 млн по нескольким причинам. Во-первых, предоплату вносило не ЗАО «Содэксим», а «Санта-Рат», ликвидированное еще в 2004 году. Перед самим же «Содэксимом» российское правительство все свои обязательства выполнило. Во-вторых, предоплата была проведена не полностью, срок аккредитива истек, а все отношения «Содэксим» с алжирской стороной не были до конца урегулированы.

9 октября СКП РФ выделил в отдельное производство уголовное дело в отношении Игоря Кругликова, у которого имелось тяжелое заболевание сердца, требовавшее срочного лечения. 16 октября было объявлено о завершении следственных действий в отношении Сторчака, Захарова и Волкова. Впрочем, с материалами уголовного дела обвиняемым долго знакомиться не пришлось.

В конце декабря СКП РФ возобновил следствие по «делу Сторчака». Официально это было сделано под предлогом того, что самочувствие Игоря Крулякова улучшилось, с ним стало возможно проводить следственные действия, поэтому дело в отношении бизнесмена вновь присоединили к общему уголовному делу. После возобновления расследования СКП РФ сразу назначил лингвистическую экспертизу.

В апреле 2009 года следственные действия были завершены, а уголовное дело в отношении Игоря Круглякова вновь было выделено в отдельное производство в связи с его болезнью. По словам Андрея Ромашова, сейчас расследование этого дела приостановлено. «Кругляков в этой истории может выступать только как потерпевший – деньги принадлежали именно ему», - отметил «Росбалту» адвокат.

Александр Шварев