Posted 3 ноября 2009,, 16:36

Published 3 ноября 2009,, 16:36

Modified 1 апреля, 16:05

Updated 1 апреля, 16:05

Европа ищет корни

3 ноября 2009, 16:36
В Вашингтоне проходит саммит США-Евросоюз. Его участникам придется обсудить массу вопросов - от изменения климата и вопросов посткризисного восстановления экономики до программы «Восточное партнерство» и отношений с Россией.

Спустя год после избрания Барака Обамы президентом США американцы и европейцы испытывают все большее разочарование от итогов его деятельности. В ЕС все чаще звучат сомнения в том, что Обаме удастся изменить американскую политику, традиционно безразличную к мнению союзников и основанную на решении проблем с позиции силы.

На днях опрос об отношении американцев к работе Обамы презентовало крупнейшее социологическое агентство Gallup. Оказалось, что в июле-сентябре уровень доверия населения США президенту составил 53%, в то время как во II квартале этот показатель составлял 62%, а сразу после выборов - 78%. В Европе доверие к нему также снижается. И на этом фоне в Вашингтоне 3-4 ноября проходит первый после прихода в Белый дом нового президента саммит США-Евросоюз.

В нем участвуют представительные делегации. От Евросоюза приехали глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, верховный представитель ЕС по единой внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана, а также премьер-министр и министр иностранных дел председательствующей в ЕС Швеции. От США, помимо Барака Обамы, в форуме участвуют вице-президент Джо Байден и старший замгоссекретаря Джим Стайнберг. А сама госсекретарь США Хиллари Клинтон вернется в Вашингтон из Марокко в среду, чтобы провести с руководством ЕС специальную встречу.

Помимо темы изменения климата, собравшиеся обсуждают вопросы посткризисного восстановления экономики, проблемы Афганистана, Пакистана и Ирана. Кроме этого, предполагается, что союзники рассмотрят программу «Восточное партнерство» ЕС с рядом стран СНГ, ситуацию на Балканах и отношения с Россией.

Тема борьбы с изменением климата на планете была конфликтной в отношениях прошлой администрации США со странами Старого света. Поэтому сторонам надо прояснить свои позиции перед декабрьской конференцией ООН в Копенгагене, созываемой с целью выработки соглашения по снижению выбросов парниковых газов.

Да и по Афганистану, Ближнему Востоку и Ирану между Европой и США так и не установилось взаимопонимание. Американцы считают, что в Старом свете не стремятся оказывать поддержку их усилиям в борьбе с «нехорошими» странами, режимами и организациями. В Европе, в свою очередь, полагают, что Америка, несмотря на новые лозунги и Нобелевскую премию мира, присужденную недавно Бараку Обаме, слишком много внимания уделяет «силовой» составляющей своей азиатской политики.

«Прежде всего, происходит столкновение национальных интересов», - сказал «Росбалту», комментируя ситуацию, видный российский дипломат, руководитель Центра «Европа-США» Института Европы РАН Олег Гриневский. «Глобальная проблема и для Европы, и для США, - продолжил он, - это угроза роста исламского экстремизма. Американцы по-прежнему выступают за силовое решение проблемы. Пример тому – увеличение военного контингента в Афганистане, хотя сейчас там и так уже действуют 35 тысяч европейских военнослужащих. Но совершенно ясно, что силовыми методами проблему не решить. Применять силу в данной ситуации - все равно, что вытирать воду, пока не перекрыт кран. Необходимо провести глубокий анализ ситуации и найти корни исламского экстремизма, иначе в достаточно близкой перспективе можно будет говорить о возможности столкновения цивилизаций».

Именно на поиск коренных причин конфликтов такого рода в Европе обращают большее внимание. Очевидно, что гуманитарная помощь не является методом борьбы с нищетой и бедностью, например, в Афганистане. Необходим общий экономический подъем страны, что, конечно, требует больших капиталовложений. «Угроза исламского экстремизма для Европы стоит более серьезно, чем для Америки, - утверждает Гриневский. – И методы решения этой проблемы у Америки и Европы разные. Эти расхождения требуют серьезного обсуждения».

Но это не значит, что стратегические партнеры могут рассориться. Америке нужен такой сильный партнер как ЕС. Как отметил премьер-министр Швеции Фредрик Райнфельдт, «ЕС един с Соединенными Штатами относительно долгосрочных целей», «однако необходимо еще добиться того, чтобы достичь договоренности с Вашингтоном о среднесрочных целях». По мнению Олега Гриневского, «сильный Евросоюз до тех пор не мешает США, пока у них имеются одинаковые национальные интересы, как это было до сих пор».

«Вместе с тем, сейчас в многополярном мире происходят изменения, которые свидетельствуют о росте противоречий. Центр мирового развития все больше и больше смещается в азиатско-тихоокеанский регион. Отсюда и те разные роли, которые будут играть в этой ситуации Соединенные Штаты и Европа», - утверждает эксперт. Как заявлял ранее на «круглом столе» в «Росбалте» замдиректора Совета по внешней и оборонной политике Дмитрий Суслов, многие эксперты не исключают, что в ближайшие десятилетия Европа даже потеряет статус крупного политического игрока в мире. В России тоже многие исходят из этого, выстраивая свои отношения с ЕС.

Кстати, что касается России, то отношения с ней на саммите - вопрос «проходной», встреча не направлена против нее, считает Олег Гриневский. «Прежде всего, это определение собственных позиций и интересов. Идет диалог по внутренним проблемам, хотя, конечно, в процессе его происходит и некая «сверка часов» по перспективе дальнейшего американо-российского и европейско-российского взаимодействия», - заключил эксперт.

Дмитрий Пановкин, Иван Преображенский