Posted 13 ноября 2009,, 10:26

Published 13 ноября 2009,, 10:26

Modified 1 апреля, 15:58

Updated 1 апреля, 15:58

Осторожно, дело закрывается?

13 ноября 2009, 10:26
Немецкая прокуратура закрыла расследование «дела Ковтуна» за отсутствием улик. С российского бизнесмена, которого три года «разрабатывали» по подозрению в соучастии в убийстве экс-сотрудника КГБ Александра Литвиненко в Лондоне, сняты все обвинения.

Следственная группа по так называемому «делу Ковтуна» приняла решение закрыть расследование за отсутствием улик. Российский бизнесмен, которого немецкие правоохранительные органы в течение 3-х лет «разрабатывали» по подозрению в соучастии в убийстве политэмигранта и бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко, отныне свободен от всех обвинений.

Напомним, российский диссидент Александра Литвиненко был отравлен в Лондоне радиоактивным полонием 3 года назад. Полные трагизма снимки и видеоматериалы, показывающие его мучительную смерть, ужаснули весь мир. По сей день британская юстиция уверена, что убийство совершил бывший сотрудник российских спецслужб, а ныне депутат Госдумы РФ от Либерально-демократической партии Андрей Луговой. Требование его выдачи заметно осложняет российско-британские отношения – это было заметно даже в ходе недавнего визита в Россию министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда.

Соучастником этого убийства до сих пор считали бизнесмена Дмитрия Ковтуна – экс-коллегу Лугового. На его одежде и в гамбургской квартире его бывшей супруги, у которой Ковтун переночевал по дороге из Москвы в Лондон, следователи обнаружили радиоактивные следы того самого полония, которым был отравлен Литвиненко. Появилась версия, что Ковтун являлся «курьером», доставившим смертельный яд из России в столицу Великобритании – ведь Ковтун встречался с Литвиненко непосредственно перед тем, как последнего отравили.

В четверг сотрудники гамбургской прокуратуры по запросу информационного агентства dpa официально подтвердили, что следствие против Ковтуна закрыто, и он свобожден от всех обвинений. Следует обратить внимание на две детали. Во-первых, следствие прекращено, как подчеркивают работники прокуратуры, не за отсутствием состава преступления, а за недостатком улик. Оказалось совершенно невозможно доказать, что следы радиоактивного полония-2010, найденные на одежде и в гамбургской квартире Ковтуна, появились в результате хранения яда – не доказано, что он приобрел его в Германии или хотя бы сознательно вступил во владение этим опасным материалом.

Ковтун утверждает, что сам является жертвой – то ли кто-то пытался его таким образом убить, то ои он случайно вступил в контакт с неким человеком, обладавшим полонием, и таким образом «попал под раздачу». Одним из косвенных доказательств этого утверждения немецкие следователи сочли тот факт, что Дмитрий Ковтун, имея на одежде следы опасного радиоактивного яда, общался с близкими ему людьми – вряд ли он сознательно подверг бы своих родных такой опасности. Не был найден и загадочный «третий фигурант», который, по некоторым свидетельствам, якобы встречался в Гамбурге с Ковтуном и продал ему полоний-210.

Во-вторых, следствие по делу Ковтуна было закрыто гамбургской прокуратурой еще 6 ноября - за неделю до того, как об этом стало известно. Первые сведения об этом просочились в печать после заявления адвоката Ковтуна, и им мало кто поверил – пока информационное агентство dpa, а за ним целый ряд немецких изданий не обратились за разъяснениями непосредственно в прокуратуру. Достаточно сказать, что вплоть до вечера 12 ноября столь солидная телерадиокомпания, как британская BBC, считала сообщение о закрытии «дела Ковтуна» обыкновенной «уткой», неизвестно зачем распущенной его адвокатом. Новость вышла в эфир лишь к вечеру – после того, как сведения были подтверждены официально. Учитывая шумиху, которую подняли вокруг начала расследования именно британские СМИ, подобная скромность вызывает некоторое удивление. «Агент ФСБ разоблачен в Гамбурге» - примерно так три года назад звучали заголовки передовиц многих британских газет, сообщавших о том, что немецкие правоохранительные органы обнаружили предполагаемого «курьера». Новость же о прекращении дела на передовицу «не потянула» - о ней сообщили, по репортерским меркам, слишком поздно и как бы вполголоса.

На этом фоне куда громче прозвучали заявления самого Дмитрия Ковтуна, а также Андрея Лугового. Последний сообщил, что закрытие дела Ковтуна – это «значимый поворот» в расследовании, и теперь он надеется, что британские правоохранительные органы оправдают его самого. Луговой желал бы, по его словам, подробно изучить материалы следствия гамбургской прокуратуры и даже выразил готовность при определенных обстоятельствах встретиться с британскими следователями – как в Москве, так и в Лондоне. Напомним, что до сих пор Луговой отказывался от сотрудничества со Скотленд Ярдом, и именно нежелание российских властей выдать своего гражданина британским правоохранительным органам и являлось одной из основных причин охлаждения отношений между Россией и Великобританией. По сути, даже депутатский мандат был предоставлен Луговому лишь затем, чтобы он получил депутатскую неприкосновенность и ни при каких обстоятельствах не мог бы быть выдан Великобритании. Обвинения в убийстве Литвиненко Луговой считает «провокацией».

Дмитрий Ковтун, вынужденный пройти в Москве курс лечения от последствий радиоактивного облучения, также заявил, что прекращение следствия против него в Германии открывает дорогу для реабилитации Лугового. «Обвинения против меня обрушились, как Берлинская стена», - заявил Ковтун. По его словам, он испытывает облегчение от того, что его дело закрыто: «Справедливость восторжествовала».

Что касается британских коллег немецких следователей, то они выступать с какими-либо заявлениями по этому поводу не торопятся. В конце концов, дело Дмитрия Ковтуна для них не было ключевым, и вряд ли оно хоть как-нибудь повлияет на расследование, которое ведется сотрудниками британской полиции. Вполне возможно, что теперь, после того, как Луговой выразил готовность дать показания, британские следователи воспользуются этой возможностью.

Борис Альтнер