Posted 25 декабря 2009,, 09:56

Published 25 декабря 2009,, 09:56

Modified 1 апреля, 15:26

Updated 1 апреля, 15:26

"Ъ": ГТК "Россия" посадили на бюджетные деньги

25 декабря 2009, 09:56

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 25 декабря. Правительство поможет находящейся в предбанкротном состоянии петербургской ГТК "Россия" (этот ФГП сейчас находится в управлении "Ростехнологий", которые планируют создать на его базе холдинг "Росавиа").

Как сообщает "Коммерсант", накануне было принято решение о выделении компании 3,9 млрд руб. напрямую из бюджета, а также о том, какой пакет акций компании после акционирования получит Санкт-Петербург, — 26%. За счет бюджетных средств компании удастся решить главные текущие проблемы, считают эксперты.

Деньги из бюджета ГТК "Россия" придутся очень кстати: ее финансовое положение к концу этого года стало угрожающим. Долг ГТК составляет около 6 млрд руб., а чистый убыток по итогам этого года, как заявил заместитель гендиректора компании Максим Нилов,— 1,3 млрд руб. На прошлой неделе поставщик топлива "Совэкс" и петербургский аэропорт Пулково выиграли у авиакомпании в суде дела на общую сумму 1,8 млрд руб. Именно из-за тяжелого положения авиакомпании встал вопрос о передаче ее от "Ростехнологий" Санкт-Петербургу. Это ставило под вопрос проект создания холдинга "Росавиа": ГТК "Россия" должна стать его крупнейшим участником. По словам Юрия Молчанова, 3,9 млрд руб. достаточно для акционирования и обеспечения бесперебойной работы компании, но для полного погашения долгов ГТК потребуется дальнейшая реструктуризация. По данным источников "Ъ", следующее совещание по вопросам развития ГТК "Россия" будет проведено 30 декабря.

Если деньги из бюджета дойдут до ГТК "Россия", она станет первой авиакомпанией, получившей прямую финансовую поддержку из бюджета. Примерно такая же сумма (4 млрд руб.) выделялась "КД авиа", но до компании не дошла, осев в калининградском бюджете. Остальным авиаперевозчикам государство помогает госгарантиями (на 3,5 млрд руб. получила "Сибирь", на 2,25 млрд руб. — "Трансаэро", на 1,1 млрд руб.— "Уральские авиалинии"). Всего за время кризиса прямую бюджетную помощь получили только четыре компании — АвтоВАЗ (37 млрд руб.), АХК "Сухой" (3,2 млрд руб. на проект SSJ-100), "Уралвагонзавод" (14,4 млрд руб.) и "РусГидро" (4,3 млрд руб.).

Эксперты полагают, что государство не допустит повторения ситуации с "КД авиа". По мнению главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, 3,9 млрд руб. вполне достаточно, чтобы разобраться с "горящими" долгами "Совэксу" и Пулково, провести акционирование и поддержать операционную деятельность ГТК "Россия" в низкий зимний сезон. "Блокпакет акций позволит Санкт-Петербургу корректировать политику ГТК в своих интересах, а авиакомпании — рассчитывать на поддержку местной власти",— полагает эксперт. "3,9 млрд руб.— это мощное вливание в экономику авиакомпании, которое позволит ей продержаться в зимний сезон",— соглашается гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, добавляя при этом, что дела у ГТК "Россия" могут наладиться лишь в том случае, если она обретет заинтересованного эффективного собственника.