Posted 12 января 2010,, 21:02

Published 12 января 2010,, 21:02

Modified 1 апреля, 15:19

Updated 1 апреля, 15:19

Прощай, "Росавиа"!

12 января 2010, 21:02
Из-за кризиса России пришлось отказаться от создания мощного государственного авиаперевозчика «Росавиа». Теперь авиационные активы «Ростехнологий» могут отойти «Аэрофлоту». Росийской авиаотрасли это не повредит, - уверены эксперты.

Эпопея с возможным созданием в России новой государственной авиакомпании «Росавиа», по всей видимости, подходит к концу. По данным СМИ, в конце 2009 года министр транспорта Игорь Левитин выступил с инициативой передать авиационные активы госкорпорации «Ростехнологии», на базе которых планировалось создать «Росавиа», авиакомпании "Аэрофлот".

Согласно предложению Левитина, активы «Ростехнологий» («Росавиа» и ГТК «Россия») будут переданы в обмен на 28% акций «Аэрофлота». «Для этого «Аэрофлот» должен будет сформировать на базе передаваемых авиакомпаний одну или две самостоятельных дочерних региональных авиакомпании (по примеру «Нордавиа» и «Донавиа»), базирующихся, например, в Западной Сибири и на Дальнем Востоке», - считает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Он считает, что таким образом «Аэрофлот» сможет укрепить свои позиции на конкурентном внутреннем рынке авиаперевозок и получить поток региональных пассажиров для своих международных перевозок, а государство избавится от активов, которыми реально не может управлять. В итоге «Росавиа», которая задумывалась как прямой конкурент «Аэрофлота», сама вольется в его структуру.

Еще осенью 2008 года, после краха альянса Air Union, было принято решение создать на базе авиакомпании правительства Москвы («Атлант Союз») нового государственного авиаперевозчика - «Росавиа». Тогда столичный мэр Юрий Лужков говорил, что «создаваемая компания будет большой, и это будет мощный конкурент «Аэрофлота». Лужков также утверждал, что доля московского правительства в этой авиакомпании составит не менее 49%. Планировалось, что создаваемый национальный авиаперевозчик будет крупнейшим в стране, и объем его пассажиропотока к 2012 году дойдет до 20 млн человек в год. «Принципиальное отличие новой компании от уже действующих в России в том, что она сформирована за счет интеграции преимущественно государственных авиаактивов», — говорил тогда глава «Ростехнологии» Сергей Чемезов. По его словам, «созданием нового перевозчика государство даст адекватный ответ на угрозы и вызовы, связанные с убыточностью авиаперевозок».

Основой для формирования «Росавиа» должны были стать маршрутные сети и авиапарк авиакомпании «Атлант-Союз», альянса Air Union, ГТК «Россия», «Кавминводы-авиа», «Оренбург-авиа», «Саратовские авиалинии» и «Владивосток-авиа».

Однако в дальнейшем действия заинтересованных сторон показали, что создать «Росавиа» вряд ли получится. Так, в начале марта 2009 года на совещании у гендиректора «Росавиа» Виталия Ванцева выяснилось, что участники альянса не смогут в ближайшее время объединиться и согласовать расписание полетов. При этом оказалось, что половина авиакомпаний технически не готовы к объединению, и у большинства из них в связи с кризисом возникли проблемы с госгарантиями по кредитам.

Однако власти не теряли оптимизма по поводу будущего авиагиганта. В конце марта в отставку ушел генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов. Среди причин его ухода тогда называли и скептическое отношение Окулова к «Росавиа», которую он называл «пузырем».

В конце апреля 2009 года выяснилось, что в сложном финансовом положении оказалась авиакомпания «Атлант Союз», а правительство РФ на тот момент так и не перечислило перевозчику 5,5 млрд рублей за развоз пассажиров Air Union. Уже в июле появилась информация о том, что «Атлант Союз» могут не взять в «Росавиа». На тот момент авиакомпания была в самом тяжелом финансовом положении из всех будущих активов «Росавиа», а чистый долг «Атлант Союза» превысил объем выручки на 69% и составил 11,6 млрд рублей. В середине декабря «Росавиа» уже отложила подведение итогов тендера на закупку новой авиатехники на сумму в $2,5 млрд, которые планировалось истратить на закупку 65 новых узкофюзеляжных самолетов. А уже в начале 2010 года стало известно, что и сам проект находится под большим вопросом, и его активы могут перейти в управление «Аэрофлота».

Эксперты считают, что государство так и не смогло создать авиакомпанию, и теперь принимает правильное решение, передав активы «Аэрофлоту». «Государство пыталось создать еще одного крупного авиаперевозчика. Шли активные переговоры и с московским правительством, и с иностранцами, и с другими партнерами. Однако они не увенчались успехом, при этом авиационные активы простаивают без дела, а они должны приносить прибыль», - сообщил «Росбалту» консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит - Деловые консультации» Андрей Чернявский. По его словам, сегодня государство рассматривает все возможные варианты для развития имеющихся активов, в том числе и консолидацию авиаперевозчиков на основе «Аэрофлота». Очевидно, что эта компания сможет эффективно распорядиться своими активами.

Таким образом, история создания крупного государственного авиаперевозчика «Росавиа» закончилась, так толком и не начавшись. Кризис и наличие у «Ростехнологий» большого портфеля проблемных активов похоронили эту идею. Похоже, что крупнейшей авиакомпанией РФ в ближайшие годы по-прежнему будет считаться "Аэрофлот".

Сергей Ковальченко