Posted 15 января 2010,, 13:29

Published 15 января 2010,, 13:29

Modified 1 апреля, 15:17

Updated 1 апреля, 15:17

В столице ловят кочевников с дизелем

15 января 2010, 13:29
Помимо казино и разнообразных притонов, как оказалось, в городе есть еще и нелегальные автовокзалы. В эти дни СМИ наперебой цитируют руководителя столичного Департамента транспорта и связи Василия Кичеджи, пообещавшего с этим явлением разобраться.

Помимо казино и разнообразных притонов, как оказалось, в городе есть еще и нелегальные автовокзалы. В эти дни СМИ наперебой цитируют руководителя столичного Департамента транспорта и связи Василия Кичеджи, пообещавшего с этим явлением разобраться.

В первую очередь, Василий Николаевич озаботился благополучием района улицы Академика Пилюгина – юго-западного уголка столицы. В департамент и другие инстанции обратились жители этой улицы с жалобами на постоянные пробки и дизельные выхлопы от «междугородних и международных автобусов», которые то и дело «отправляются без всякого согласования с властями».

Корреспондент «Росбалта» побывал на улице Академика Пилюгина, где, к немалому своему удивлению, застал обстановку, которую – с поправкой на реалии наших дней – можно охарактеризовать почти «тишь да гладь и Божья благодать». Престижный юго-запад, белый снежок. Рядом большой парк.

Автобус там стоял только один – средней величины Setra (правда, воистину «международный»). Дело вот в чем: на пересечении улицы Академика Пилюгина с Ленинским проспектом расположено немецкое консульство (это достаточно далеко от центра, но посольства и консульства ряда крупных держав пожертвовали центральным местоположением ради больших пространств). Вот, от его стен и отправляется ежедневно один автобус в Германию. Так сказать, получили визы – и вперед, не отходя от кассы. Для небогатых туристов, очень удобно, - богатым там комфорта не хватает.

Отправляется автобус в 15.00, а стоит на этом месте с 6 часов утра. Аншлага не наблюдается, собираются пассажиры медленно. В общем, немного странное впечатление, - вроде бы, повод для разговора есть, но не такого «калибра», чтобы такой большой человек, как глава столичного департамента, делал об этом публичные заявления.

Как пояснила руководитель пресс-службы Департамента транспорта и связи Елена Крылова, перед Новым годом обстановка на улице Академика Пилюгина была совершенно иной. Толпились и автобусы, и грузовики разнообразных каких-то «левых» перевозчиков, - и довели местных жителей до челобитных, а департамент, вместе с жителями, потревожил префектуру Юго-Западного округа. После Нового года поток схлынул, - впрочем, департамент вовсе не считает вопрос улаженным.

«И один автобус там тоже не должен стоять, - заметила Крылова. – Автобусный рейс в Германию, - это очень серьезно. Как эти водители отдыхают, где они питаются, и где они, между прочим, в туалет ходят? Коль скоро мы отвечаем за транспортные проблемы, отбытие и прибытие крупногабаритных автобусов должно быть регламентировано».

На сегодняшний день в Москве, как напомнила Крылова, пять официально организованных автовокзалов, среди которых, и аэровокзал для авиапассажиров, у метро «Аэропорт», и знаменитый автовокзал у метро «Щелковская», который принадлежит Московской области, но скоро перейдет в столичную собственность, как бы «за долги», - впрочем, пассажиров это мало касается.

Не маловато ли – всего пять? Оказывается, и те мощности, что есть, загружены всего на треть! Причина проста: «Не все перевозчики хотят выходить на легальный уровень, - отметила Елена Крылова. - Там надо договор оформлять с автовокзалом, там надо билетами торговать, а многие предпочитают просто деньги собрать и положить в карман».

Так вот, на пяток автовокзалов приходится – по данным Национального фонда защиты прав потребителей – добрых полтораста стихийных автобусных парковок. Понятно, что никакой «вокзальной» инфраструктурой там не пахнет. Таковы особенности именно автомобильного транспорта, тяжелый подотряд которого составляют туристские автобусы. Движение поездов по железным дорогам жестко зарегулировано, машинист не выбирает ни маршрут, ни вокзал. В авиации вообще с неопределенностью шутки плохи. Морские и речные суда порою ищут, где приткнуться у причала, - но это скорее характерно для бедных развивающихся стран. Автобусам же в огромном мегаполисе есть, где спрятаться. Вот и бегает масса мелких перевозчиков от налогов и инспекторов.

Многие из нас хорошо помнят действительно стихийные автобусные парковки у железнодорожных вокзалов. И зазывал с микрофонами, предлагающих рейсы в самые разные города. Комфорта явно поменьше, чем в поезде, но и заплатить можно подешевле, а бывает, что на поезд билетов нет, зато шалый автобус подвернулся. Автобусники вообще составили серьезную конкуренцию железнодорожникам, - чем немало озадачили последних, привыкших в советские времена к незаменимости.

Но и «ненавязчивый сервис», и «походно-полевой быт» автобусников тоже восторга не вызывают. У стен Казанского вокзала еще недавно бушевал настоящий «табор» в восточно-цыганском стиле, в летнюю погоду какие-то путники запоздалые ночевали в нишах под железнодорожной насыпью, укрывшись покрывалами… Сейчас это вроде бы поприжали, - но все понимают, что один раз поприжать мало: это как с бомжами, чуть перестали гнать - они тут как тут.

Департамент транспорта и связи, по словам Елены Крыловой, постоянно мониторит ситуацию с междугородными автобусами и периодически обращается в правоохранительные органы. А Национальный фонд защиты прав потребителей привлек внимание Генеральной прокуратуры к автобусному морю у Павелецкого вокзала. По данным фонда, «Мосгортранс и не подозревает о существовании большинства маршрутов… Стоимость билетов устанавливается произвольно… почти все автобусы (даже дальнего следования) не оборудованы туалетами».

Вопрос не такой простой. Небогатые граждане могут сказать: «А почему это защитники наших потребительских прав гоняют дешевых автобусников? «Мосгортранс, видите ли, не подозревает» - горе какое! У нас нет денег на купейный вагон и самолет, и мы хотим ездить в разные города и страны, пусть и с минимальным уровнем комфорта. Что значит «цены устанавливаются произвольно»? Ясное дело, произвольно, по законам рыночной экономики: не заплатят – не поедешь». Наша страна еще не настолько богата, чтобы все согласны были путешествовать только с биотуалетом, да с белой простынкой, да со страховым полисом.

Но правда и то, что автобусы – вещь большая, и без того загрязненный город они сильно пачкают. Управление такой машиной требует высокой квалификации, водителей должно быть двое, и они должны быть отдохнувшими, - ну, и так далее. В общем, навести порядок будет нелегко: автобусы большие, но юркие.

Леонид Смирнов