Posted 1 апреля 2010,, 13:56

Published 1 апреля 2010,, 13:56

Modified 1 апреля, 14:23

Updated 1 апреля, 14:23

С Новым газом, хлопцы!

1 апреля 2010, 13:56
С 1 апреля Украина обязана платить за газ по $320 долларов, а хочет — максимум по 220. Николай Азаров уговаривает Игоря Шувалова снизить цену. Но насколько? И главное - в обмен на что?

Сегодня в Киеве премьер-министр Украины Николай Азаров проводит переговоры с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. Обсуждается широкий круг вопросов от пересечения границ до борьбы с террористами, но нет сомнений, что главный вопрос - цена на газ. С 1 апреля Украина обязана платить уже $320 за тысячу кубометров, и это не предел. Металлурги и химики из команды Януковича считают эту цену несправедливой. Но оснований для пересмотра контрактов Москва пока не видит.

До 2004 года украинская элита педалировала тему братства с Россией, что позволяло ей получать дешевый газ, сохраняя в целом прозападную внешнюю политику. Оранжевые, провозгласив себя фактически врагами Москвы, в 2009 году были вынуждены заключить с «Газпромом» контракт на 11 лет по европейской формуле. В соответствии с ней цена на газ для Украины с 1 апреля увеличивается до $320 за тысячу кубометров, а в проект бюджета на 2010 год правительство Николая Азарова было вынуждено заложить газ по $334.

Команда Виктора Януковича, где много собственников газоемких предприятий, еще до выборов попыталась вернуться к практике «кучмизма». Россию снова стали заверять в дружбе, посыпались обещания создать газовый консорциум, поднять статус русского языка, оставить флот, убрать из повестки отношений острые моменты и т. п. Украинские политики и эксперты предлагают России решать эти вопросы «в пакете» с газовым, озвучивая свою цену на газ – от $168 (Тигипко), до $220 (Соколовский).

Но, похоже, Москва на «братство» больше не покупается. Надежды на общий позитив, конечно, есть – чего стоит хотя бы указание ряду официальных СМИ не ругать Украину и Януковича. Однако газовые переговоры Бойко-Азарова в Москве, похоже, не закончились ничем. Премьер Путин допустил, что Россия может снизить цену на газ. Возможно, это случится до 17 мая, когда президент Медведев поедет в Киев подписывать новые соглашения. Но насколько? И главное – что взамен?

Черноморский флот предметом размена вряд ли станет, сказал «Росбалту» близкий к переговорному процессу источник. «Первая каденция Януковича истекает в 2015 году, и случится ли второй срок, неизвестно, - заметил он. – Надо посмотреть, изменится ли отношение Киева к ЧФ за эти годы, дадут ли нам его обновить, отменят ли ограничения на его активность. К тому же Киев настаивает на многократном росте арендной платы за флот, и мы это тоже не можем не учитывать».

Менять газ на русский язык в Москве тоже не готовы. Вторым государственным он не станет, а первые шаги по приданию ему статуса регионального натолкнулись на угрозы «системных оранжевых» развалить правящую коалицию. Не исключены отставки гуманитарного вице-премьера Владимира Семиноженко и министра образования Дмитрия Табачника, успевшего отменить обязательное преподавание и тестирование на украинском.

Вступление Украины в Таможенный союз и передача России части Газотранспортной системы, по примеру Белоруссии, могло бы удешевить газ. Но жертвовать ради ТС своим сомнительным членством в ВТО Украина не готова, а любая передача ГТС – под запретом, за который оранжевые будут драться до конца.

«Россия может пойти на некоторые уступки Украине по газу, но с двумя очень серьезными оговорками: сохранение в контракте европейской формулы ценообразования и свободный прямой доступ «Газпрома» к конечным потребителям газа на Украине, - говорит генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Формула цены прописана в контракте от 19 января 2009 года, подписанном Юлией Тимошенко. Можно добавить туда 15% от цены газа на спотовом рынке в Европе, которая составляет сегодня $160-180. Сегодня это снизит общую цену на газ для Украины, а что будет завтра – неизвестно».

Что касается прямого доступа к украинским потребителям, то сегодня договоренности на этот счет не выполняются. «В прошлом году «Газпром» получил право продать напрямую украинским потребителям 25% поставляемого компанией в страну газа, - напоминает Симонов. – Это примерно 8 млрд. кубометров. Но в реальности прямые продажи составили лишь 10%, потому что Украина замещала дорогой импортный газ собственной добычей».

По мнению эксперта, Москва и тут должна продвигать европейскую формулу: «Собственник трубы не может мешать доступу собственника газа к потребителю. То есть, «Нафтогаз» продает «Газпрому» транспортные услуги, а не перепродает его газ. Сегодня на Украине около 500 посредников заняты перепродажей газа. Среди них – облгазы, принадлежащие [Дмитрию] Фирташу, [Виктору] Вексельбергу и другим «веселым ребятам». С этим пора заканчивать».

«Надо сказать спасибо оранжевым, - замечает глава Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – До них Украина говорила: «Мы друзья, дайте нам газ подешевле!». Оранжевые позиционируют себя как «далекие от России европейцы», поэтому в январе прошлого года был подписан вполне европейский по формуле контракт на 11 лет. Они с нею согласились, так что поводов для пересмотра этой формулы нет».

Среди уступок украинской стороны на переговорах явно обсуждается не только ГТС. Во вторник в интервью «Российской газете» замглавы Росимущества Юрий Медведев заявил, что Россия претендует на право собственности почти по 300 объектам социальной сферы и промышленности, находящимся на Украине, хотя полностью отрегулированы вопросы только по 12 из них.

«Надо говорить о повышении доли газа, которую «Газпром» мог бы продавать без посредников, говорить об активах в электроэнергетике, газохимии, - перечисляет Сергей Правосудов. – Но говорить о ГТС можно только после пересмотра законодательства, за которое Тимошенко будет бороться, а Украине надо решать проблему быстро, ведь она стоит перед дефолтом. И с активами не все просто: везде уже есть свои собственники».

Серьезных уступок в цене на газ Украина не добьется, полагают эксперты в Москве. «Мой прогноз: скидка 10-20% в обмен на активы, - говорит Правосудов. - За риторику, за красивые глаза никто скидок не даст».

Виктор Ядуха