Posted 6 апреля 2010,, 18:35

Published 6 апреля 2010,, 18:35

Modified 1 апреля, 14:20

Updated 1 апреля, 14:20

Уроки терактов: признать и забыть?

6 апреля 2010, 18:35
Террористические акты и порожденная ими необходимость усиливать меры безопасности неизбежно затрагивает все виды транспорта. В Москве последние теракты были совершены в метро, но их расследование заставило обратить внимание на автобусы.

Террористические акты и порожденная ими необходимость усиливать меры безопасности неизбежно затрагивает все виды транспорта. В Москве последние теракты были совершены в метро, но их расследование заставило обратить внимание на автобусы. По одной из озвученных версий следствия, террористки-смертницы прибыли в Москву междугородным автобусом из известного дагестанского города Кизляр. Документов на этом рейсе никто не спрашивал, багаж не проверял – как и на множестве других автобусных маршрутов.

Понятно, что у хорошо подготовленных террористов и документы могли быть в полном порядке, и никаких взрывчатых веществ в багаже не лежало бы. С другой стороны, террористы у нас в стране пока «малоквалифицированные» - да и правоохранительные органы во многом соответствуют их уровню. По имеющимся свидетельствам, смертницы были одеты столь специфично, - как кто-то сказал, «только что «Аллах акбар!» на лбу не написано, - ноникто никакого внимания не обратил.

Но, так или иначе, на «автобусной вольнице» все это неизбежно отразится – не может страна в эпоху терроризма позволить себе то отсутствие контроля, что само по себе бывает приятно публике. Как известно, в США до 11 сентября 2001 года даже в самолетах на внутренних рейсах дверь в пилотскую кабину особо не закрывалась, - а с тех пор уже не так.

После того, как 31 марта вышел указ президента России Дмитрия Медведевао создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, на следующий день, 1 апреля, министр транспорта РФ Игорь Левитин провел массовое совещание с руководителями российских автовокзалов. Где сообщил буквально следующее: «В течение года все автовокзалы будут проверены на предмет соответствия требованиям безопасности. Автопредприятия, не соответствующие этим требованиям, будут закрыты». «Требования эти» достаточно высокие: так, отвечая на вопросы, министр упомянул даже такую меру, как регистрация пассажиров про аэропортовскому образцу. Можно себе представить, как это изменит течение автовокзальной жизни.

Тем не менее, в пресс-службе Минтранса РФ корреспондента «Росбалта» попросили ориентироваться на те слова министра, которые в итоге приведены на министерском сайте. «Более подробно» ситуацию обещали изложить потом.

На сайте же про аэропортовскую регистрацию не сказано. «В сухом остатке» оказалось вот что: «Появление большого количества перевозчиков различных форм собственности привело к возникновению нерегулируемых рыночных отношений. За годы экономических реформ автовокзалы изменили свой статус, большая часть из них стала свободными коммерческими предприятиями, которые из-за отсутствия типовых нормативных документов организуют работу по своему усмотрению».

Конкретно: «На многих автовокзалах отсутствуют технологические паспорта, договоры с перевозчиками, нет залов для размещения пассажиров, площадок для подвижного состава, отсутствует единая система продажи и бронирования билетов». Вот за это и будут наказывать.

В ближайшем же будущем планируется «ввести расписание для междугородных автобусов внутри федеральных округов, а в дальнейшем сделать единую систему расписания для всей страны». И, что особенно важно - «введение электронной формы продажи билетов на автобусные междугородние рейсы по примеру уже действующей системы на железнодорожном и авиационном транспорте».

Пока что федеральный закон «О транспортной безопасности» регламентирует продажу билетов следующим образом. Согласно пункту 2 статьи 11, базы данных на пассажиров формируются на внутренних и международных воздушных перевозках, на железнодорожных перевозках дальнего следования и на международных перевозках морским, внутренним водным и автомобильным транспортом. На всех этих маршрутах пассажир предъявляет паспорт, и в электронную базу данных заносятся: его фамилия-имя-отчество, дата и место рождения, вид и номер паспорта или аналогичного документа, пункты отправления и назначения и дата поездки.

Внутренних автобусных перевозок статья 11 закона «О транспортной безопасности» пока не охватывает. Теперь – будут ли внесены изменения в закон, или же ограничатся нормативными актами, но только билеты и здесь станут именными.

Каждый из этих пунктов по отдельности не вызывает возражений, - да и все вместе, в общем-то, не вызывают. Дело, однако, в том, что автобусный транспорт отличается от железных дорог и авиации значительно большей гибкостью во всех отношениях. Маршруты и остановки часто меняются и переносятся, автобусы могут останавливаться просто на улице, а билеты нередко стоят дешевле железнодорожных – естественно, за счет комфорта.

Главное - сам же министр признал, что большая часть автобусных перевозчиков в стране – «серые», то есть, неучтенные. Им не отказывают в праве на легализацию, если они приобретут необходимое оборудование и приведут себя в порядок. Отлавливать нелегальных перевозчиков обещают с помощью системы ГЛОНАСС. Министр также признал, что в результате автобусные дальние перевозки подорожают – специалисты Минтранса подсчитают, насколько, и подумают, что можно сделать.

Особенность Москвы в данном вопросе в том, что столица, как всегда, побогаче. Правда, междугороднее автобусное сообщение в столичной жизни все еще играет подчиненную роль. В огромном мегаполисе всего два крупных автовокзала – у метро «Щелковская» и Центральный городской аэровокзал у метро «Аэропорт», обслуживающий авиапассажиров. Да еще с десяток, тоже довольно крупных, автостанций – так они официально именуются: в Тушине, Орехове, на ВДНХ и т.д. Здесь много современных машин, но в целом, обстановка тоже «недорогая». Билет на автобус Москва-Осташков, купленный корреспондентом «Росбалта» на Тушинской автостанции года три назад, выглядел так: простенькая белая бумажка размером с билет на электричку, но без каких-либо «узоров», и на ней плохоньким стертым принтером отпечатан еле заметный номер маршрута.

Как заметила «Росбалту» пресс-секретарь столичного Департамента транспорта и связи Елена Крылова, «автовокзалы и так постоянно мониторятся, и проблем не очень много». Столичный автовокзал и автостанция, по оценке Крыловой – «это цивилизованное место с залом ожидания и гостиницей для водителей». Именно отдых водителей ставится во главу угла – московские пассажиры, выныривающие из метро, «залом ожидания» особо не интересуются. Водители же везде должны быть отдохнувшими, а то недалеко до беды. В дальнейшем, Департамент намерен следовать инструкциям Минтранса по мере их поступления.

Но в Москве-то особую роль играют «серые перевозчики» - все видели, наверно, эти «цыганские таборы» с мотором и у трех вокзалов, и на Павелецкой, и «далее везде». Вот там, действительно, никакой безопасностью не пахнет. Тут департамент транспорта и связи ничего сам по себе сделать не может, - только сигнализировать в правоохранительные органы, что, по словам Елены Крыловой, неустанно и делается. Помогут ли указы президента и Минтранса РФ искоренить автобусные таборы – это мы скоро с неизбежностью увидим: такое шило в мешке не утаишь.

Очень резко оценивает положение с автобусным транспортом в России и Москве научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. «Нечего проверять! – заметил он корреспонденту «Росбалта». - Не построено ничего».

«То, что в нашей провинции именуется «автовокзалом» - это сарай, в котором из «оборудования» в лучшем случае имеется туалет, - а то и просто будка дощатая «М – Ж», - рассказал Блинкин. – Но и столичные автовокзалы – тоже старье полное. Мы их не строили 20 лет. Это устаревшие обветшалые здания. В общем, начальство решает одну задачу, а жизнь ставит совсем другую».

По мнению Блинкина, выход из положения может дать только свободное развитие бизнеса, в том числе транспортного. «Иначе неизбежны такие вот «субстандартные перевозки» с любыми последствиями – от аварий «потому что водитель заснул» до перевозок смертельно опасных пассажиров у которого никто ничего не проверяет». Михаил Блинкин также напомнил, что «явно странных теток» не заметили даже контролеры в московском метро, и нелогично было бы требовать, чтобы водитель автобуса «Кизляр-Москва» был бдительнее и разборчивее их.

«Вы же прекрасно знаете, что любой автотранспорт, который движется в Москву с юга, встречает на пути множество проверочных пикетов, - заметил Блинкин. – Способ обхождения их известен всей России: вопрос в цене наличными». И если эта ситуация не изменится, о безопасности говорит совершенно бессмысленно.

Леонид Смирнов