Posted 14 мая 2010,, 15:29

Published 14 мая 2010,, 15:29

Modified 1 апреля, 13:53

Updated 1 апреля, 13:53

В «народных» гаражах разрешат «поколхозить»

14 мая 2010, 15:29
Объезд "народных" гаражей первым заместителем мэра Москвы Владимиром Ресиным показал, что эта идея столичных властей худо-бедно реализуется. Конечно, гаражей пока очень мало, комфорта они создают минимум и цена не низкая. Зато в них можно ставить "стены" своими руками.

Итак, у Москвы есть народный гараж – можно даже в кавычки это выражение не брать. Машиноместа под крышей, пусть даже и без стен, по цене в 350 тыс. руб., разбирают, «как горячие пирожки» (если верить властям города), первые тысячи москвичей стали счастливыми владельцами таких мест, и сзади напирают толпы желающих.

В этом был призван убедить прессу проведенный в пятницу объезд гаражных новостроек первым заместителем мэра Москвы Владимиром Ресиным. Действительно, то, что предстало взору, выглядит вполне добротно сделанным. Конечно, гаражей пока очень мало, комфорта они создают минимум, а цену многие считают чрезмерной, но «первая ласточка», безусловно, налицо. Еще совсем недавно «народному гаражу» предрекали абсолютный провал.

Суть дела проста: в отчаянной борьбе с захламлением улиц и придомовых территорий машинами город возводит многоэтажные гаражи. Простые, практически без стен, только с крышей. Но зато относительно дешевые: москвичам они реализуются по фиксированной цене в 350 тыс. руб. за бокс. Число машиномест в одном гараже измеряется сотнями. Программа во многом социалистическая: у нее единый распорядитель - ГУП «Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы», который в подавляющем большинстве случаев выступает и застройщиком.

Выстроить такое сооружение, как признают строители, при современной технике очень просто. Куда труднее другое: в сегодняшней Москве свободные участки земли найти.

Строить начали в прошлом году, до этого было много лет разговоров и приготовлений. По программе 2009 года было выделено 142 участка, из которых успешно застроено 122, еще 20 гаражей достраивается. Это дало свыше 48,7 тыс. машиномест. На 2010 год изыскано и выделено 202 участка, строительство начато на 181-м, что позволит приютить более 71 тыс. машин. Время строительства гаража – 4-6 месяцев, так что к концу года предполагают все возвести.

Реализовано уже около 4 тыс. машиномест: столько заключено договоров долевого участия. Цифра воображение не поражает, но процесс реализации гаражей только начался. По словам руководителя Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александра Левченко, не хватает служащих, чтобы договоры заключать, – будут привлекать риэлторов.

При этом и Ресин, и Левченко особо подчеркнули: город обязался продавать по 350 тыс. руб. и взимать за обслуживание бокса не более 700 рублей в месяц, – и это обязательство он выполнит. Строит Дирекция гаражи на привлеченные средства, и лишь потом собирает деньги с автомобилистов. «Гараж не может быть принят и за него нельзя будет отчитаться в Горстате, пока 95% его владельцев не получат свидетельство о праве собственности и не создадут товарищество собственников», - сказал Владимир Ресин, напомнив, что привычного для нашей страны долгостроя здесь не потерпят. Пока автомобилист не получил свидетельство, внесенные им деньги будут храниться на его депонированном счету.

Такую беседу вел с журналистами заместитель мэра, осматривая новые гаражи. Их показали три, все довольно разные.

В Юго-Западном округе, на Куликовской улице, сооружены по соседству целых два народных гаража. Владение 20 – семиэтажный корпус на 234 машиноместа – с его ярусов хорошо видно соседнее сооружение, владение 3, на целых 427 машиномест.

Пообщаться с заместителем мэра пригласили нескольких покупателей, которые выразили глубокое удовлетворение, все же полюбопытствовав, останутся ли ярусы гаража такими же насквозь продуваемыми и нельзя ли все-таки в этих боксах хранить колеса для машин и велосипеды. Присутствующий при беседе префект ЮЗАО Алексей Челышев деликатно объяснил, что нет, в самом боксе ничего, кроме машины, держать нельзя - по правилам пожарной безопасности. Но специальные места для хранения колес в гараже есть. Что же касается стен, то «жалюзи поставить будет можно». Вообще префект дал понять, что «хозяйственные мужики» сумеют наладить уют.

Народный гараж в Северо-Западном округе, в Северном Тушине, мкр. 4, корп. 24, – небольшой, всего на 96 машиномест. Зато и земли эта четырехэтажка занимает немного.

Самая же любопытная конструкция предстала взорам на Лодочной улице, 39, в Южном Тушине. В этом гараже всего 40 машиномест. Зато корпус узкий-узкий, такая бирюзовая «коробочка», места занимает всего-то ничего. Это так называемая «механизированная парковка», в которую машина заезжает, – и ее поднимают на соответствующий этаж подъемником – не то чтобы лифтом, а чем-то вроде «чертова колеса».

Таких гаражей в Москве всего два, но им предрекают большое будущее. По крайне мере, генеральный директор Тушинского машиностроительного завода Александр Башилов заверил Ресина, что завод может производить оборудования для мехгаражей на 10 тыс. машиномест в год. Заместитель мэра предположил, что потребуется 5 тыс.

Между прочим, поскольку места в механизированных гаражах стоят по 370 тыс. руб., то есть всего на 20 тыс. рублей дороже установленного городом предела, – в программу «Народный гараж» их не включили. Застройщикам сказано: сумеете снизить цену – пожалуйста, присоединяйтесь.

Пальма первенства по части возведения народных гаражей отдана Юго-Западному округу, с чем Владимир Ресин и поздравил префекта Алексея Челышева. Тот рассказал, что в Бутове, как Северном, так и Южном, гаражей должно хватить всем автовладельцам, – про другие районы этого, конечно, сказать нельзя. Как бы извиняясь, префект напомнил, что в среднем по округу на 460 тыс. квартир приходится уже 430 тыс. автомобилей, притом районы ЮЗАО очень не равны по престижу, и в Гагаринском и Ломоносовском районах машин уже больше, чем квартир. Посетовал префект и на несознательное поведение владельцев старых «плоскостных», то есть индивидуальных гаражей из жести, которые никак не желают обменять их на «народные»: 400 га земли в ЮЗАО заняты ими, а пространства под строительство постоянных так не хватает. Очевидно, что это замечание чиновника хозяевам «плоскостных» гаражей, надо заметить, вполне довольных «домами» для своих авто, не сулит ничего хорошего.

По словам представителей городских властей, «народные» гаражи, расположенные в шаговой доступности от домов, раскупаются на корню. Некоторые проблемы возникают в отдаленных районах: как рассказал Александр Левченко, с реализацией гаражей возникли трудности в Кожухове, Щербинке и поселке Северный.

Отвечая на настырные вопросы, отцы города деликатно разъясняли, что снизить цену на «народные» гаражи никак невозможно – префект Челышев заметил, что в Бутове их коммерческие аналоги реализуются по цене от 800 тыс. до 1,5 млн руб.

С учетом того, что в Москве насчитывается более 3,5 млн частных автомобилей, пока лишь 0,1% их владельцев приобрели «народные» гаражи. Да и обещанные 120 тыс. машиномест – это решение проблем лишь 3% от общего числа автомобилистов. Ясно и то, что в центральных районах места для «народных» гаражей вряд ли найдут.

Леонид Смирнов, фото автора