Posted 24 мая 2010,, 18:51

Published 24 мая 2010,, 18:51

Modified 1 апреля, 13:46

Updated 1 апреля, 13:46

Ветер, ветер, ты могуч…

24 мая 2010, 18:51
События в Волгограде напоминают фантастические фильмы-катастрофы. По телевидению и Интернету разошлись видеокадры съемок колебаний моста через Волгу. Однако специалисты провели полное обследование опор и пролетов и никаких повреждений не нашли.

События 20 мая в Волгограде напоминают фантастические фильмы-катастрофы. По телевидению и Интернету разошлись видеокадры съемок колебаний моста через Волгу.

На следующий день ОАО «Волгомост» – компания-строитель моста – распространила официальное сообщение.

«Специалисты компании подрядчика, управления автомобильных дорог Волгоградской области и заказчика строительства – «Волгоградоблстройинвест» провели полное и всестороннее обследование мостовых опор и пролетов. Никаких повреждений не найдено. Волгоградский мост в целости и сохранности», – говорится в заявлении.

Целостность и сохранность моста – и это после метровых колебаний, которые видны на видеокадрах, – удивляет не меньше, чем сам инцидент. Вообще-то распространенная видеосъемка – не единственная. Самая резонансная – там, где мост «идет волнами», была сделана с собственно мостовой. Но есть также и съемки моста сбоку. На них «волны» не заметны, но видно, что мост дрожит и прогибается.

Волгоградские, и не только, интернет-форумы и блоги бурлят разными версиями. Невероятность тех кадров, что массово разошлись по Интернету и были показаны по телевидению, стали поводом для предположений, что видеокадры – это монтаж. Впрочем, сторонники такой версии не отрицают, что мост шатался, а лишь сомневаются в подлинности «апокалиптического» видео.

Наиболее политически продвинутые блогеры предположили, что шумиха и видеоподлог понадобились кому-то, чтобы отвлечь общественное внимание от событий в Кузбассе. Другие интернет-пользователи не сомневаются в подлинности отснятых кадров и выдвигают версии об испытаниях нового оружия.

Впрочем, можно выдвинуть еще одну версию – о том, что привычный нам мир – это иллюзия, созданная интерактивной компьютерной программой, вроде Матрицы. И вот «компьютерщик» решил подшутить над людьми, пустив мост волнами. Или какой-то определенный сигнал людям посылает…

В Министерстве транспорта РФ не верят ни в фантастику, ни в заговоры. «В России такие прецеденты были. Но волгоградский мост – один, колебания конструкций которого, как говорят эксперты, действительно связаны с аэродинамикой. Поэтому необходимо более точно посчитать ветровые компенсаторы, чтобы подобная ситуация не повторилась. За границей существуют допустимые нормы колебаний и механизмы ограничений движения по мостам аналогичных конструкций, поскольку они не жесткие. Эти сооружения ведут себя не как бетонные – незыблемо, а имеют возможность колебаться», – подвел черту под произошедшим замминистра Олег Белозеров.

Итак, во всем виноват ветер. Замминистра опроверг и утверждения ряда СМИ, сделанные со ссылкой на информацию из МЧС, о том, что амплитудные колебания были двухметровыми. По мнению Белозерова, колебания составили порядка 40 см.

«Это предусматривалось в рамках допустимого растяжения металла в данной конструкции», – успокоил общественность замминистра.

Впрочем, не все в руководстве страны разделяют мнение Минтранса о «допустимом растяжении» металла. Есть версии, что растяжение оказалось недопустимым.

Президент РФ Дмитрий Медведев поручил своему контрольному управлению и Генпрокуратуре проверить обстоятельства проектирования и строительства моста в Волгограде, соблюдения при этом надлежащих нормативов и требований.

Следственный комитет при прокуратуре РФ начал процессуальную проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ). По информации следователей, высота амплитудных вертикальных колебаний моста вечером 20 мая составляла от 30 см до 1 метра.

Мост через Волгу – это самый настоящий долгострой. Возводить его начали еще в 1994 году. Нехватка финансирования привела к остановке работ, которые завершились только к октябрю 2009 года. Государственным заказчиком выступало областное управление автодорог, заказчиком-застройщиком было унитарное предприятие «Волгоградоблстройинвест», генеральным подрядчиком – ОАО «Волгомост». Субподрядчиками являлись более 40 организаций.

Как сообщалось, строительство велось под контролем партии «Единая Россия». Открытие построенной первой очереди прошло с большой помпой: на церемонию приехали вице-премьер Сергей Иванов, полпред президента в ЮФО Владимир Устинов, министр транспорта Игорь Левитин, глава Росавтодора Анатолий Чабунин и тогдашний губернатор Николай Максюта. Как сообщалось, при возведении объекта применялись уникальные и не имеющие аналогов технологии.

Теперь вот вновь зазвучало слово «уникальные». На этот раз – про сочетание «ветровых нагрузок».

Люди, причастные к строительству, убеждают встревоженную общественность в том, что ничего страшного не произошло. «Так как конструкции выдержали и встали на место, вопросов к качеству наших работ не может быть», – заявили журналистам главные строители из «Волгомоста», возражая против уголовного расследования результатов их работы.

«Пройдет пару недель, и все встанет на свои места. А лично я как ездил, так и буду ездить по одному из самых надежных мостов в стране», – написал в своем блоге гендиректор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей Куприков, удостоенный почетной грамоты Минтранса РФ за вклад в строительство моста.

В отличие от Куприкова, многие волгоградцы теперь боятся въезжать на «уникальный» мост, полагая, что строители явно «нахимичили» при возведении объекта.

Опасения по поводу прочности новостроек теперь появились и у жителей других городов. Например, сейчас идет возведение важного мостового перехода через Дон в столице ЮФО Ростове-на-Дону. Строительство началось после того, как появились трещины в старом Ворошиловском мосту.

Главный инженер ростовского «Мостоотряда N10» Олег Роменский заявил «Росбалту», что ничего подобного с их мостом произойти не может. «Не будет такого, потому что у нас принципиально другая конструкция. У моста в Волгограде решетчатые конструкции, а у нас – коробчатого сечения. В нашем случае подобные колебания практически исключены», - подчеркнул Роменский.

Волгоградский мост – это балочный металлический мост, а макеты балочных переходов не проверяются на ветровой конструкции в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), в отличие, например, от вантовых.

«Возможно, среди конструкций волгоградского моста незапланированно пошел ветер, и потому конструкция стала себя так вести. Что произошло – окончательно скажут проектировщики. Вероятно, можно будет исключить такие колебания, если поставить какие-то дефлекторы», - считает Олег Роменский.

Ветер с Волги дул, ветер с Волги дул…

Дмитрий Ремизов