Posted 27 октября 2010,, 20:17

Published 27 октября 2010,, 20:17

Modified 1 апреля, 11:32

Updated 1 апреля, 11:32

Федорченко: Наше кино — это верняк!

27 октября 2010, 20:17
Призер Венецианского кинофестиваля-2010, нашумевший фильм «Овсянки» выходит в российский прокат 28 октября. Накануне состоялась петербургская премьера ленты, а ее режиссер Алексей Федорченко рассказал "Росбалту" о российском кино.

Призер Венецианского кинофестиваля-2010 фильм «Овсянки» выходит в российский прокат 28 октября. А накануне в кинотеатре «Художественный» состоялась петербургская премьера нашумевшей картины. Действие происходит в наши дни, но корнями уходит в далекое прошлое. По сюжету двое мужчин, относящих себя к угро-финскому племени Меря, везут умершую женщину из костромского города Нея в нижегородский Горбатов, чтобы предать ее тело огню и останки опустить в реку… Главные роли в фильме сыграли петербургские актеры Юрий Цурило, Игорь Сергеев и в недавнем прошлом актриса ТЮЗа Юлия Ауг.

44-летний режиссер «Овсянок» Алексей Федорченко ответил на вопросы обозревателя «Росбалта».

- Алексей Станиславович, в одном из интервью вы сказали, что качество российского кино все снижается и снижается…

- В каждой стране процент хороших фильмов примерно одинаков. На сто картин приходится девяносто плохого и среднего кино, а десять, которое остается и смотрится потом много лет. У нас сейчас есть, конечно, не плеяда, но несколько неплохих режиссеров. Они стали достаточно известны, получают призы на фестивалях – Борис Хлебников, Алексей Герман-младший, Марина Разбежкина, Лариса Садилова, Светлана Проскурина. Несмотря значительный разброс в возрасте, у них есть какая-то общность по духу. Эти люди мне очень близки, и благодаря им качество российского кино никак не снижается.

- Что вы подразумеваете под хорошим кино?

- Кино, которое может называться искусством. При этом я уважительно отношусь к людям, которые делают качественные блокбастеры и качественное развлекательное кино. Это просто другая профессия, и я, например, этим совсем не умею заниматься.

- Алексей, грозит ли российскому кино засилье гламура и попсы?

- Я не силен в терминах, а вот Юлия Ауг, актриса и режиссер (она снималась в главной женской роли в «Овсянках». – Прим. Авт.) говорит, что вопрос по поводу гламура и дискурса опоздал, как минимум, года на два, что сейчас главная тенденция в российском кинематографе – мокьюмертари, то есть псевдокументальное кино. Но я этим занимался еще в 2005 году, когда снял фильм «Первые на Луне» (получивший Гран-при в номинации «Горизонты» Венецианского фестиваля-2005).

- Сколько копий «Овсянок» напечатаны?

- Около сорока в России, причем они расписаны на второй и третий показ. То есть делается акцент не на первый, а на долгоиграющий показ, когда одна копия расписывается по нескольким кинотеатрам. Ровно такое же количество копий выйдет и во французский прокат. 3 ноября во Франции, а также в Бельгии, Швейцарии, Великобритании, Греции, Сербии, Бразилии, США, Австралии начинается прокат «Овсянок». Такого широкого проката, наверное, еще не было… В советские годы такое было с «Зеркалом» Тарковского, когда Госкино заработало немало денег на прокате этого фильма по всему миру.

- Бюджет вашего фильма $1,4 млн… Сколько рассчитываете собрать в российском прокате в нынешней ситуации падения зрительского интереса к нашему кино? Вот недавний фильм «Край» Алексея Учителя: при 12-миллионом бюджете собрал только 5 миллионов долларов в прокате…

- Что ж, тогда мы делаем крайне выгодные фильмы (улыбается): если даже ни одной копии «Овсянок» не продастся, то убыток все равно будет полтора, а не семь миллионов. Наше кино – это верняк! Ну а если серьезно, то «Овсянок» купил международный прокатчик еще весной, до Венецианского фестиваля. Для мирового проката очень важны фестивальные успехи. В российском прокате все наоборот. У нас научили людей бояться значка «фестивальное кино», и когда показывают фильм, который получил приз в Каннах, Венеции, стараются снять это упоминание с афиши. Говорят, нынче зрителей это только отпугивает…

Так это или нет, но у нас пока нет специалистов, которые умеют прокатывать на российских просторах хорошее, не развлекательное кино. Во Франции, Америке есть специальные сети кинотеатров для таких картин, где можно окупить такой фильм, не выходя в другие сети. У нас такого нет, и этим никто не рвется заниматься. Вот и «Овсянок» никто не спешит прокатывать - в России мы свой фильм прокатываем сами. Есть система фильмов одного уикенда, а есть система долгого проката, которой у нас никто не хочет заняться. Лишь в некоторых городах-миллионниках имеются кинотеатры, которые интересуются клубным кино, а на всей остальной территории – пустота. Наши прокатчики уже приучили целое поколение приходить в кино, дабы лишь развлекаться, не напрягаясь. И немалая часть умного, тонкого, думающего зрителя осталась за бортом сегодняшнего проката. В итоге у нормальных людей есть большой интерес к нашему фильму, к хорошему российскому кино, а у прокатчиков – вообще никакого.

- Как Вы думаете, чем тронул Ваш фильм зрителей от Петербурга до Австралии?

- Если у человека есть опыт безумной любви, безумной потери, то он во всех странах смотрит одно кино. Если нет, то в «Овсянках» тоже есть, что посмотреть: какую-то этнографическую историю. Несколько лет назад в Госкино нам не дали денег на эту картину, решив, что мы хотим снимать «какую-то порнографию». Но теперь, посмотрев картину в готовом виде, они признали, что ошибались, и решили поддержать финансово мою следующую картину «Небесные жены», которая куда более эротична. Это 25 новелл о мариийских женщинах, имя которых начинается на букву «О». Автор сценария тот же – Денис Осокин из Казани. Фильм будет снят на марийском языке, чего еще никогда не было. Естественно, во всем мире он будет демонстрироваться с субтитрами. Мы уже начали кастинг актеров, съемки продлятся с февраля по ноябрь 2011 года. Одну из ролей сыграет Юлия Ауг.

- Чем Вас привлекает этнография в кино?

- Понимаете, истории, которые снимаются в реальном мире, про какие-нибудь улицы разбитых фонарей, уже обрыдли, таких сценариев миллион, их даже в руки нельзя взять. Мне же хочется, чтобы истории для сценария были не такие пошлые, чтобы можно было поместить их в какой-то другой мир, не запачкаться о банальности. Я в кино создаю параллельную реальность: все, что мы снимаем, существует, но все же - в нескольких сантиметрах в стороне от обыденной жизни.

Михаил Садчиков, фото автора