Posted 18 ноября 2010,, 06:28

Published 18 ноября 2010,, 06:28

Modified 1 апреля, 11:12

Updated 1 апреля, 11:12

C&W назвала 10 факторов развития торговой недвижимости в Европе

18 ноября 2010, 06:28

МОСКВА, 18 ноября. На развитие рынка торговой недвижимости в 2011 году наибольшее влияние окажут уровень вакантных площадей и количество новых торговых центров. Об этом говорится в отчете «Европейский ритейл-2011: 10 факторов», опубликованном компанией Cushman & Wakefield (C&W).

По мнению авторов отчета, основным фактором, формирующим рынок торговой недвижимости в 2011 году, будет ощущаемый уже сейчас дефицит предложения качественных торговых площадей.

Кроме того, «в умах ритейлеров в 2011 году» будет доминировать «стремление избежать вторую волну кризиса». Хотя из-за падения ставок в 2008-2009 годах расходы на аренду остаются приемлемыми, рост издержек (например, в производстве и логистике) может затруднить развитие ритейла, отмечается в отчете.

Другим фундаментальным фактором, влияющим на ритейл, остается эластичность рынка труда. В следующем году может наблюдаться рост безработицы, если сокращения в госсекторе не будут компенсированы новыми рабочими местами в частном секторе, прогнозируют специалисты C&W.

По их мнению, процентные ставки в Европе будут оставаться низкими долгое время, что приведет к увеличению банковского кредитования и объема выданных кредитов бизнесу и потребителям. Восстановление объемов продаж ритейлеров окажется неравномерным и «будет идти в ногу с восстановлением ВВП». «Но продажи дорогих товаров еще не скоро вернутся на докризисный уровень, - подчеркивается в материалах компании. - Ритейлеры, работающие в эконом-сегменте, буду чувствовать себя хорошо, так как европейские потребители все еще будут находиться под прессом высоких налогов, низких зарплат и неопределенности».

Строгие правительственные меры, по мнению экспертов, будут задерживать рост и могут задержать восстановление в некоторых отраслях. «Европейские страны, где правительства предпочитают увеличивать налоги, не уменьшая затраты, могут сильно пострадать в 2011 году», - добавляют авторы отчета. Изменения в регулировании будут иметь большое влияние на рынок, особенно когда ритейлеры пытаются приспособиться к изменениям в бухгалтерском учете аренды, который запланирован на 2012 или 2013 годы, ожидают в C&W.

Спрос со стороны ритейлеров останется осторожным и выборочным, но при меньшем количестве новых проектов на рынке будет наблюдаться сильная конкуренция за лучшие места, говорится в обзоре.

На ритейл в Европе повлияют и изменения демографической ситуации, уверены.в компании. В 2011 году работающее население Европы достигнет своего пика, что особенно повлияет на бизнес-планирование, отмечают авторы отчета.

«В России покупательская способность полностью восстановилась после кризиса, однако наметились изменения в потребительском поведении, - комментирует отчет руководитель отдела исследований и стратегического консалтинга C&W Денис Соколов. - В будущем году ритейлеры должны будут проявить незаурядную изобретательность для того, чтобы удовлетворить изменившиеся потребности. Кроме того, в Москве изменение регулирования, несомненно, является одним из наиболее значимых факторов. Ограничение деятельности торговых павильонов не только изменит потоки покупателей, но и повлияет на их психологию».