Posted 25 ноября 2010,, 14:50

Published 25 ноября 2010,, 14:50

Modified 1 апреля, 11:03

Updated 1 апреля, 11:03

Путину показали клыки

25 ноября 2010, 14:50
В Петербурге прошел Тигриный форум. Ради тигров министры 13-ти стран, в том числе и Владимир Путин, забросили свои дела на четыре дня, а "настоящий мужик" Леонардо Ди Каприо с приключениями прорывался в Россию с другого конца света.

"Стратегия 31", марши несогласных, градостроительные ошибки, проблемы сексуальных меньшинств и другие насущные инфоповоды, которые в обычные дни притягивают к себе внимание журналистов северной столицы, на несколько дней отошли на второй план. Умами петербуржцев завладели тигры. Министры 13-ти стран обсуждали их в Мариинском дворце, Владимир Путин восхищался "царственными" хищниками в Константиновском дворце, а "настоящий мужик" Леонардо Ди Каприо прорывался ради тигров в Михайловский театр с другого конца света.

"Тигриной столицей" Петербург стал во многом благодаря саммиту стран АТЭС, который должен состояться во Владивостоке в 2012 году. Из-за этого, жалуются местные жители, дальневосточный город, более подходящий для тигриной темы, превратился в "одну большую стройку", и провести там мероприятие такого уровня невозможно. А других населенных пунктов, способных принять министров почти полутора десятков стран, поблизости, видимо, нет. В итоге Тигриный форум приехал в северную столицу, где "хозяина тайги" можно встретить только в зоопарке.

Первые два дня защитники тигров заседали в Мариинском дворце, выселив оттуда на время городских парламентариев. В зале места депутатов заняли министры Китая, Непала, Камбоджи, Индонезии и еще девяти стран, озабоченных спасением на своей территории популяции полосатых хищников. Холл дворца превратился в выставочный зал достижений "тигриного хозяйства". А в пресс-центре прописались непальцы в национальных одеждах, старательно пытавшиеся настроить на своем ноутбуке wi-fi.

Именнно в Мариинском прошла основная рабочая часть саммита, и прозвучали первые громкие заявления. В частности, министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев заявил о планах государства потратить на восстановление и поддержку популяции тигров 45 миллионов долларов. При этом, по его словам, он не надеется на то, что численность этих хищных представителей семейства кошачьих в ближайшие 10 лет вырастет более, чем на 50 голов. Но эти деньги, по мнению специалистов, и не должны гарантировать тигриный демографический взрыв. Более того, как заявил Трутнев, численность полосатых хищников в России вполне сбалансирована.

Всего в стране, а точнее в ее дальневосточной части, обитают порядка 450 тигров. Это не мало, если учесть, что еще в 40-х годах их было в 9 раз меньше. Демографическому росту у хищников могут позавидовать и адепты борьбы за увеличение рождаемости людей в нашей стране. Методы стимулирования тигров на приплод оказались очень просты - их просто перестали истреблять и озаботились созданием благоприятной среды для их размножения. В 1947 году в СССР после внесения хищника в Международную красную книгу" ввели полный запрет на тигриную охоту. Но большие дикие кошки все равно остались на грани исчезновения. Достаточно сказать, что за минувший век их количество на Земле сократилось на 97%, а ареал их расселения на 93%. Из 25 государств, по землям которых еще в начале 20-го века бегали тигры, сейчас их присутствием на своей территории могут похвастаться лишь 14 стран. Причем положение хищников в одной из них - Северной Корее - до сих пор не ясно. К глобальной тигриной инициативе пхеньяньянский режим не присоединился, и сколько там полосатых хищников, да и вообще остались ли они там или пали жертвой идей "чучхе", доподлинно не известно. Оставшаяся "чертова дюжина" стран сейчас на разной стадии сохранения этого вида.

В Китае, например, как и в России, тигриная охота запрещена, более того за убийство дикого тигра там введена смертная казнь. Правда, это не мешает созданию в Поднебесной тигриных ферм. Как утверждают зоозащитники, животных там разводят для фармацевтических целей - в традиционной китайской медицине используются почти все части тигриного тела. Экологи требуют закрытия ферм - Китай отвечает отказом. Министр лесного хозяйства Китая Цзя Джибан, заявил на форуме, что в Китае с 1993 года введен запрет на использование в фармацевтике частей тела тигров, а все существующие на территории КНР тигриные фермы созданы лишь для того, чтобы чтобы люди могли любоваться этими хищниками. По его словам, китайскому народу нравится любоваться большими полосатыми кошками.

Не лучше обстоят дела с тиграми и в другой густонаселенной стране азиатского континента - Индии. Там, утверждают экологи, осталось только 1400 тигров. Хотя в начале десятилетия по Индии бегало в два раза больше хищников. Россия с ее успехами на тигрином фронте выглядит, как настоящий положительный экогерой. Возможно, именно поэтому Владимир Путин и решил взять глобальную тигриную инициативу в свои руки. Сам он правда, выступая в Константиновском дворце, назвал совсем другую причину.

"Никто в мире не упрекнет нас в том, что мы занимаемся какой-то ерундой. Собрали глав правительств, министров, чтобы кошками заняться. Все прекрасно понимают, что речь идет не просто о конкретном представителе живой природы — о тигре. Речь идет о том, что мы с пониманием на государственном уровне начинаем относиться к проблемам сохранения живой природы", - заявил премьер.

Говоря о тигре, Путин несколько раз применил к нему эпитет "царственный", тем самым, видимо, произведя "хозяина тайги" в "цари зверей" и подтвердив свое желание влиять через тигриные проблемы и на более глобальные процессы.

"Главное – интегрировать наши планы в планы экономического развития России, - заявил российский премьер. – Великий гуманист Махатма Ганди как-то сказал – в той стране, где хорошо тиграм, хорошо и людям. Если человек способен позаботиться о природе, то он может позаботиться и о людях. Государство может развиваться, основываясь только на принципах устойчивого и ответственного отношения к природе и ее ресурсам".

По словам Путина, Россия уже приступила к выполнению этих планов. Буквально на днях в нашей стране введен запрет на вырубку корейского кедра, который дает кормовую базу для кабанов и оленей - основного "меню" дальневосточных тигров. Кроме того, создаются антибраконьерские бригады, заповедники и трансграничные зоны на границе с Китаем, которые способствуют расширению ареала обитания тигров. Но одно из главных предложений премьера - учесточение наказания за убийство тигров и бизнес на их частях тела. Если с торговлей тигриными дериватами все понятно - доказать состав преступления не так уж и сложно, то доказать факт охоты на тигра, говорят зоозащитник, весьма проблематично. Буквально в дни прохождения саммита в Петербурге, на другом конце страны - в Уссурисйке - суд приговорил жителя Приморья к штрафу в 725 тысяч рублей за незаконную охоту на тигра.

"За последние 20 лет это всего лишь второй случай в России, когда удается наказать за незаконную охоту на тигров", - рассказал на заседании клуба "Гость-ученый" в "Росбалте" координатор Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы Павел Фоменко.

Фоменко, кстати, сам 15 лет отработавший промысловым охотником, рассказывает, что раскрыть это убийство удалось лишь благодаря тому, что экологи нашли скелет тигра и доказали, что стрелял охотник не ради самозащиты, а с целью нападения - прямо между глаз хищника.

Борьбой с браконьрами на Дальнем Востоке занимаются, по его словам, большей частью энтузиасты-экологи, а также сотрудники заповедников и госохотнадзора. Причем работников государственных структур также можно смело назвать энтузиастами, их зарплата, говорит Фоменко, колеблется в районе 6-10 тысяч рублей. При этом, каждый выход в тайгу, утверждает эколог, грозит обернуться встречей с самым опасным хищником дикого леса - браконьером. Всемирному фонду дикой природы, говорит Фоменко, удалось сформировать на Дальнем Востоке 17 антибраконьерских бригад.

"Государство сейчас не способно само бороться с браконьерством, - поясняет Павел Фоменко, - поэтому нужно дополнительное финансирование программ по сохранению тигров".

Тигриный форум, по словам экологов, способен сыграть в этом большую роль. По их мнению, это поможет привлечь дополнительные деньги на защиту хищников, что показал пример с пожертвованием Леонардо Ди Каприо 1 млн долларов Всемирному фонду дикой природы. Эти деньги, возможно, пойдут на строительство центров реабилитации и передержки для амурского тигра, где можно было бы держать осиротевших тигрят и лечить раненых особей. Сейчас их помещают в центр реабилитации диких животных "Утес" – не государственное учреждение, финансирующееся за счет пожертовавний. Если реабилитация проведена правильно, то тигр, говорят экологи, может быть возвращен в дикую природу.

Но воспитать дикого тигра в вольере невозможно, говорит директор ФГУ "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны природы" Андрей Субботин. Выпущенные на волю тигрята все равно возвращаются к населенным пунктам и начинают поедать собак. Вообще, тигр, выращенный в неволе, поясняет Субботин, и тигр, выросший в естественной среде, - это две разных кошки.

"У тигра в зоопарке и в лесу даже взгляд разный", - вторит ему дальневосточный эколог из WWF Сергей Арамилев. По его словам, тигр важная часть экосистемы Дальнего Востока. Благодаря полосатому хищнику удалось решить проблемы волков.

"Волк - "жесткий" хищник, - говорит Арамилев, - и убивает все, что попадается ему на пути. А тигр - "мягкий" и убивает только ради еды или когда ему угрожают".

Победить волка, истреблявшего поголовье копытных, в России пытались с 17-го века, рассказывает эколог. На Дальнем Востоке это удалось только во второй половине 20-го. Совпадение с ростом популяции тигра не случайно - именно "мягкий", но более сильный хищник вытеснил из экосистемы "жесткого". Но популярности тигру среди негородского населения Дальнего Востока это все равно не прибавило. Никому не хочется встретить в лесу даже одного, а не стаю хищников.

"Нужно сделать так, чтобы людям было выгодно присутствие тигров", - говорит профессор кафедры географии СПбГУ Константин Клоков.

Тигриный форум в Петербурге, возможно, стал первым шагом на пути к решению этой не простой задачи.

Константин Петров, фото автора

Проект «Гость ученый» реализуется на средства гранта правительства СПб