Posted 21 января 2011,, 16:24

Published 21 января 2011,, 16:24

Modified 1 апреля, 10:07

Updated 1 апреля, 10:07

Россия будет продавать, а не дарить

21 января 2011, 16:24
После очевидного провала политики США и НАТО в Афганистане, Россия стремится возвратить свои утраченные позиции в регионе. Теперь упор делается на активное экономическое сотрудничество.

После очевидного провала политики США и НАТО в Афганистане, Россия стремится возвратить свои утраченные позиции в регионе. Теперь упор делается на активное экономическое сотрудничество. Официальный визит президента Афганистана Хамида Карзая в Россию и его переговоры в Кремле с Дмитрием Медведевым явно подтвердили взаимную заинтересованность.

Эксперты утверждают, что в российском обществе до сих пор продолжает действовать «афганский синдром» - результат трагического участия советских войск в боевых действиях в Афганистане с декабря 1979 по февраль 1989 года. На протяжении двадцати лет не утихают споры о том, стоило ли посылать в Афганистан советских парней. Но каким бы ни был ответ на вопрос тридцатилетней давности, нынешняя политическая практика подтверждает, что решение проблемы Афганистана остается для российской политики одним из ключевых вопросов повестки дня. Нестабильная ситуация в Афганистане порождает фундаментальные вызовы для России, начиная с прямой наркоагрессии и заканчивая реализацией известных планов американских стратегов по созданию «Большой Центральной Азии» - объединения под контролем США государств Средней и Южной Азии без участия России.

Как отмечал в беседе с «Росбалтом» председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, эксперт по Афганистану Юрий Крупнов, то, что Америка не решает проблем в Афганистане, обусловлено исключительно неспособностью или нежеланием США «поднимать» Афганистан».

Более того, пребывание в Афганистане позволяет США контролировать стратегический регион, считающийся «мировой бензоколонкой». Ведь Афганистан не только непосредственно граничит с такими экспортерами нефти, как Иран, Туркмения и Узбекистан. Афганистан граничит с пакистанским Белуджистаном, который, в свою очередь, находится на пути возможного газопровода из Ирана в Индию и «нависает» над выходом из Персидского залива.

Между тем, сейчас, когда политика США и НАТО в Афганистане потерпела провал, народ этой страны имеет бесконечное число возможностей сравнить «шурави» (советских, русских) с военными США и других стран НАТО. Большинство населения начинает понимать, что Россия - это шанс для Афганистана и его народа на подъем страны. В свою очередь, Москва заинтересована «иметь под боком» стабильного, предсказуемого и, если не «активно дружественного», то нейтрального соседа. Нынешние переговоры президента Афганистана Хамида Карзая с президентом России Дмитрием Медведевым являются тому хорошим подтверждением.

Официальный визит главы Афганистана в Россию проводится впервые с конца 1970-х годов. Отметим, в 2010 году Медведев и Карзай и так уже встречались трижды: 10 июня в Ташкенте «на полях» саммита ШОС, 18 августа в Сочи во время второго саммита «четверки» (Россия, Афганистан, Пакистан и Таджикистан) и в кулуарах саммита Совета Россия-НАТО в Лиссабоне 20 ноября 2010 года. Ну а в качестве руководителя афганского государства Карзай уже бывал в Москве в марте 2002 года, правда, принимали его не на таком уровне – речь не шла о госвизите.

Итогом нынешней российско-афганской встречи в Москве стало подписание межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, а также принятие Совместного заявления лидеров, в котором отражены позиции двух стран по ключевым двусторонним вопросам и приоритетам развития российско-афганских отношений.

На совместной пресс-конференции по итогам переговоров российский президент сделал массу заявлений, подтверждающих стремление Москвы на выстраивание новых отношений с Кабулом. Глава государства прямо заявил о заинтересованности России «в том или ином виде наращивать присутствие в Афганистане». Однако теперь упор будет делаться на экономическое сотрудничество. Одной из сфер, где потенциал сотрудничества России и Афганистана имеет большие перспективы, Дмитрий Медведев назвал энергетику. Он сказал, что в настоящее время российские специалисты участвуют в модернизации афганской ГЭС «Ноглу» и создании ряда предприятий малой энергетики в труднодоступных афганских районах. Кроме этого, российская сторона рассматривает возможность участия в строительстве ряда новых ГЭС в других провинциях Афганистана.

Дмитрий Медведев также рассказал, что Россия ведет с Афганистаном переговоры о совместной реконструкции некоторых объектов, в частности, тоннеля на перевале Саланг, заводе азотных удобрений, теплоэлектростанции в Мазари-Шарифе. Правда, напомним, разговоры об этом идут с момента «освобождения» Афганистана из-под власти движения «Талибан». Например, об этом говорилось еще в январе прошлого года на международной конференции высокого уровня по Афганистану в Лондоне, так что есть сомнения в реализуемости этих проектов.

Зато не приходится сомневаться, что Афганистан воспользуется российским обещанием квоты для подготовки на нашей территории военнослужащих афганской армии, сотрудников правоохранительных органов и полиции, поскольку на данный момент афганские власти не могут полностью обеспечивать безопасность и стабильность в стране. «Значительную роль играют силы международной коалиции», - отметил Медведев, добавив, что Россия оказывает этим силам помощь, в частности путем предоставления транзита.

В свою очередь афганский лидер Хамид Карзай также подтвердил, что его страна заинтересована «дать начало жизненно важным проектам, которые были начаты очень давно» и выразил удовлетворение тем, как Россия и Афганистан также сотрудничают в сфере подготовки афганских военных специалистов и студентов в РФ. Он признал, что они «говорили о расширении сотрудничества в данной области».

Примечательно, что во время пресс-конференции стороны ни разу не упомянули о поставках вооружений и военной техники. Между тем, специалисты не исключали, что это все же было одним из главных вопросов для обсуждения на переговорах в узком составе.

Напомним, Россия безвозмездно уже поставила Афганистану большое количество вооружений и военной техники. В частности, в 2002 году было передано три вертолета Ми-17. В 2003 году бесплатно был осуществлен ремонт трех вертолетов Ми-8. А в 2005 и 2009 годах на тех же условиях Афганистан получил четыре и два транспортных вертолета Ми-8МТВ, соответственно. В 2010 году Россия поставила для МВД Афганистана 20 тыс. автоматов Калашникова и 2,5 млн патронов. Также была передана партия бронетехники.

Как отметил в беседе с «Росбалтом» директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко, «речь могла зайти о поставке в Афганистан партии из 21 вертолета типа Ми-17». По мнению эксперта, «часть закупаемых вертолетов могла бы использоваться также силами ISAF до момента их вывода из Афганистана с дальнейшей передачей афганской армии, а это отвечает интересам как России, так и НАТО». Как считает Коротченко, стоимость контракта на поставку Ми-17, включая запасные части, может составить $300-400 млн. При этом цена одного вертолета Ми-17 оценивается в $17 млн.

«Россия серьезно заинтересована в скорейшей стабилизации ситуации в Афганистане и укреплении центральной власти в Кабуле, поэтому основной акцент делается на создании новых Вооруженных сил Афганистана и оснащении их современным вооружением и военной техникой», - уверен эксперт. Вместе с тем, он подчеркнул, что «поставки российских вооружений в эту страну теперь должны осуществляться на коммерческой основе».

Как, собственно, и в целом отношения двух стран уже не будут никогда уже строиться на основе «братской помощи афганскому народу» от советских граждан. Если, по словам Хамида Карзая, Афганистан заинтересован в приходе российского бизнеса и воспринимает Россию не только как близкого соседа, но и как важного политического и экономического партнера, то и отношения Москвы с Кабулом должны строиться теперь именно на принципах равного партнерства и к взаимной выгоде.

Дмитрий Пановкин