Posted 9 февраля 2011,, 11:31

Published 9 февраля 2011,, 11:31

Modified 1 апреля, 09:46

Updated 1 апреля, 09:46

ВТБ плывет на открытый рынок без якоря

9 февраля 2011, 11:31
ОАО «Банк ВТБ» начало международное road show, приуроченное к предстоящему публичному размещению 10% акций. Ранее банку не удалось договориться о продаже пакета со своими иностранными партнерами, поэтому пришлось выйти на открытый рынок.

В понедельник, 7 февраля, началось международное road show ОАО «Банк ВТБ», приуроченное к предстоящему публичному размещению 10% акций банка. Организаторы рассчитывают привлечь инвесторов, которые вложат в развитие банка свыше $3 млрд. Впрочем, предпосылки для проведения road show были не самые благоприятные — банку не удалось договориться о продаже пакета со своими иностранными партнерами, поэтому пришлось выйти на открытый рынок.

Приватизировать 10% акций ВТБ правительство РФ решило еще осенью прошлого года. Тогда основным претендентом на покупку был крупный американский фонд прямых инвестиций Texas Pacific Group Capital (TPG Capital). Именно он должен был сформировать пул инвесторов, которым предстояло вложить более $3 млрд в приобретение 10% акций банка. Однако 1 февраля стало известно, что сделка в изначальном варианте состояться не может. Фонд TPG потерял интерес к сделке, а найти других инвесторов банк самостоятельно не смог. Поэтому было принято решение о публичном размещении.

Российские компании, размещающиеся на открытом рынке, обычно к началу размещения уже располагают пулом инвесторов, которые для потенциальных покупателей являются своего рода гарантией надежности. Предварительные договоренности традиционно покрывают до 40% от предстоящего размещения. В случае с ВТБ все намного сложнее. «Якорных» инвесторов у банка два — это итальянская страховая группа Assicurazioni Generali и все тот же TPG Capital. Однако в совокупности они собираются выкупить не более 1% акций банка — 0,83-0,87% и 0,27-0,29% соответственно. В сумме это получается около 11% от размещаемого пакета, что позволяет называть этих инвесторов «якорными» лишь с большой натяжкой. Эксперты уже прогнозируют снижение котировок акций ВТБ в связи с тем, что банку не удалось довести многомесячные переговоры со своими партнерами до логического завершения. Фонд TPG, которому отводилась роль главного инвестора, в итоге вышел из проекта, что не может не настораживать других инвесторов. Как следствие — в течение первой недели февраля акции ВТБ на торгах ФБ ММВБ упали более чем на 8%, а общее падение может составить 10-15%.

В ВТБ никак не объясняют, почему фонд TPG, предполагавший вложить в банк более $3 млрд, в итоге намерен инвестировать лишь около $100 млн. Для американского фонда, оперирующего по всему миру около $50 млрд, это символическая сумма. Между тем, реальные причины расстройства договоренностей между ВТБ и TPG представляют особый интерес для потенциальных инвесторов. Впрочем, для понимания этих причин официальные комментарии, по большому счету, и не требуются — они и так лежат на поверхности.

Дело в том, что фонд TPG сотрудничает с ВТБ сравнительно недавно — всего около полутора лет. За это время партнеры приняли участие всего в одном крупном совместном проекте в России. Речь идет о приобретении в 2009 году 30-процентного пакета акций торговой сети «Лента». Довольно скоро среди акционеров компании возник конфликт, который летом прошлого года вышел в публичное пространство. Собственно, в ходе этого конфликта менеджеры TPG сумели лично познакомиться с нюансами ведения бизнеса в России и некоторыми особенностями выбранного ими партнера.

Прежде всего, конфликт вокруг «Ленты» показал американским инвесторам, что российский крупный бизнес готов достигать своих целей любыми методами, даже если они связаны с насилием и нарушением закона. Конечно, фонд TPG, основатели которого сделали капиталы на недружественных поглощениях и банкротствах, сложно удивить, однако российским бизнесменам это удалось. Для составления собственного представления было достаточно одного только силового захвата офиса «Ленты» с участием вооруженных охранников и мотивированных милиционеров, однако, кроме этого, были еще нелегитимные собрания совета директоров, незаконное отстранение генерального директора и назначение нового, увольнение десятков сотрудников с нарушениями и многое другое.

Первым свои сомнения на счет целесообразности дальнейших дел с ВТБ высказал руководитель московского офиса TPG Джеффри Финк, который бы непосредственным свидетелем всего происходящего. Он выступал против силового захвата офиса «Ленты», так как это, по его мнению, могло сделать невозможной дальнейшую работу TPG в России. Однако в тот момент к его мнению не прислушались, поэтому Джеффри Финк демонстративно оставил свой пост и переехал на новую работу в Дубай.

Впрочем, довольно скоро менеджерам TPG пришлось убедиться в том, что их коллега не ошибался. Скандал вокруг «Ленты» получил широкую огласку и просочился даже в западные СМИ, ударив тем самым по репутации американского фонда. Кроме того, в фонде узнали о том, что ВТБ привлекает для решения конфликта вокруг «Ленты» в свою пользу людей с криминальным прошлым, а это даже для TPG уже слишком. Команду TPG стали покидать и другие специалисты, на которых возлагались большие надежды. Так, работать в «Ленте» отказался Энтони Пейдж, которого Ян Дюннинг ранее представлял как великолепного коммерческого директора. Разобравшись во всем происходящем, Энтони Пейдж собрал свои вещи и вернулся в Англию на спокойную работу в сети аптек.

В итоге, судя по всему, в Texas Pacific Group взвесили все «за» и «против» и решили свернуть как свое участие в разбирательствах с «Лентой», так и партнерство с ВТБ. Общих интересов у американских инвесторов с российским банком оказалось мало, масштабы различаются на порядок, а большой выгоды от сотрудничества нет. Поэтому, очевидно, TPG принял решение постепенно прекратить сотрудничество с ВТБ, сохраняя с ним лишь символические партнерские отношения. Такие, как, например, покупка 0,27% акций, которая, впрочем, может и не состояться.

Стоит отметить, что многих опытных финансистов решение TPG не удивило. Дело в том, что изначально в финансовых кругах существовало мнение, что американцы никогда и не собирались вкладываться в банк, который все равно полностью контролирует государство. Но разговоры о теоретической возможности таких инвестиций открывали перед ними практически любые двери, как в самом ВТБ, так и в Кремле. Например, в 2009 году президент TPG Дэвид Бондерман лично встречался с Владимиром Путиным, который пожелал фонду расширения бизнеса в России. Впрочем, реальные достижения TPG в России оказались весьма скромными, так что вскоре фонд могут начать покидать не только опытные иностранные, но и авторитетные российские менеджеры.