Posted 25 марта 2011,, 14:48

Published 25 марта 2011,, 14:48

Modified 1 апреля, 09:02

Updated 1 апреля, 09:02

Новая «Буря в пустыне» неизбежна

25 марта 2011, 14:48
Ввязавшись в войну в Ливии, но при этом отвергая возможность проведения сухопутной операции, коалиционные силы загнали себя в тупик. Эксперты отмечают, что задействовать сухопутные силы НАТО все-таки придется. Иначе коалиция не сможет «удалить» Каддафи, оправдав гибель мирного населения.

Ввязавшись в войну в Ливии, но при этом отвергая возможность проведения сухопутной операции против режима Каддафи, коалиционные силы НАТО загнали себя в тупик. Авиационные удары и морская блокада Триполи не принесут желаемого результата. Эксперты отмечают, что задействовать сухопутные силы НАТО все-таки придется. Иначе коалиция не сможет «удалить» Каддафи, оправдав бомбежки и гибель мирного населения.

Кучкой фашистов, которые закончат свои дни в мусорном ведре истории, назвал Муаммар Каддафи лидеров международных сил, ведущих военные действия против его режима. Очевидно, что такая реакция явилась закономерным итогом первой (военно-воздушной) фазы операции «Одиссея. Рассвет». Теперь эксперты пытаются предсказать, чем может закончиться военно-морская фаза операции против режима Каддафи.

Напомним, что днем ранее, в ходе заседания на уровне послов стран-участниц Североатлантического альянса в Брюсселе, было принято решение о проведении теперь уже военно-морской операции для обеспечения военного эмбарго против Ливии. По словам генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена, в первой фазе этой операции будут задействованы военные корабли, вертолеты и самолеты-истребители, в задачу которых входит останавливать корабли с оружием, нелегально следующие в Ливию.

Примечательно, что только через пять дней после того, как европейские силы развернули воздушные боевые действия в Ливии, НАТО согласилась избавить Пентагон от перспективы командования военной операцией и взяла на себя функцию обеспечения «бесполетного пространства». В ночь на пятницу приказ принять участие в военной операции в Ливии получили министры обороны всех 28 стран–членов Альянса. Отметим, что против этого ранее активно выступала Турция. Однако неожиданно планы Анкары полностью изменились. Информации о том, какие аргументы союзников заставили ее поменять свою точку зрения, нет, но известно, что Турция передаст под командование сил НАТО четыре фрегата и подводную лодку, следующие к берегам Ливии. Но одних кораблей явно будет мало.

Начав борьбу с Каддафи, США и коалиция европейских государств поторопились объявить о том, что не собираются задействовать на ливийской земле свои сухопутные силы. Однако уничтожение с воздуха ливийской военной техники мало что дает. Более того, европейцам пока не удается остановить наступление танков Каддафи на мятежные ливийские города. А верные полковнику сухопутные подразделения, слабо реагируя на бомбардировки, продолжают вести боевые действия с повстанческими силами.

Таким образом, чтобы операция против ливийских сил была эффективной, необходимо ее продолжение, включающее наземную фазу. Это понимают, вероятно, и в Вашингтоне, и в Брюсселе, только со сроками ее начала, видимо, не определились.

На этом фоне Вашингтон, продолжающий упорно отрицать возможность наземной операции в Ливии, перебрасывает к берегам этой страны более 4 тысяч морских пехотинцев, готовых, по косвенному признанию командования США, начать войну на суше. «Корабли-амфибии оптимальны для выполнения широкого спектра миссий – от гуманитарной помощи до военных операций на суше и море», – заявил, например, командующий десантной группой капитан Стивен Йодер. Есть высказывания и более высоких чинов. Так, заместитель помощника президента США по национальной безопасности Бен Родс объясняет суть американского участия в военной операции в Ливии тем, что США не ввязываются в неограниченную по времени войну и не вводят сухопутные силы, но «лишь создают условия установления бесполетной зоны».

«Начав операцию против Каддафи, страны Евроатлантического пространства надеялись на достижение определенных политических целей. Экономической блокады, воздушной и морской операций - явно недостаточно. Теперь очень сложно представить, чтобы коалиционные силы, по сути, не добившись результата, начали бы сворачивать свое присутствие в регионе», - сказал в беседе с «Росбалтом» заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. «Просто ее закончить – было бы невозможным и контрпродуктивным, - продолжил эксперт. - С этой точки зрения, НАТО предстоит принимать решение по поводу развития операции и изменения ее мандата. Это означает, что новые решения будут приняты и в рамках Совета Безопасности ООН».

«Кроме того, - считает Данилов, - положение в Ливии может осложниться до такой степени, когда в принципе будет невозможно отказаться от проведения наземной операции». «Все это свидетельствует о том, что мотивация НАТО к проведению сухопутной операции в Ливии возрастает. Однако сроки ее начала остаются пока под вопросом», - заключил эксперт.

Дмитрий Пановкин