Posted 4 апреля 2011,, 14:11

Published 4 апреля 2011,, 14:11

Modified 1 апреля, 08:53

Updated 1 апреля, 08:53

Казахстан без преемника

4 апреля 2011, 14:11
Победа Нурсултана Назарбаева на президентских выборах в Казахстане была предсказуема. Основной же вопрос заключается в том, готов ли вновь избранный глава государства провести серьезные изменения политической системы, или все ограничится «косметической» перестановкой должностных лиц из его ближайшего окружения.

Победа Нурсултана Назарбаева на президентских выборах в Казахстане была предсказуема. Основной же вопрос заключается в том, готов ли вновь избранный глава государства провести серьезные изменения политической системы, или все ограничится «косметической» перестановкой должностных лиц из его ближайшего окружения.

Состоявшиеся в Казахстане президентские выборы отражают волю населения страны, заявили наблюдатели от большинства международных организаций, подводя итоги электоральной кампании. Сам же Нурсултан Назарбаев сказал, что прошедшие выборы объединили казахстанцев, и пообещал продолжить реформы. Примечательно, что о проведении модернизации политической системы и предоставлении более широких полномочий парламенту страны Назарбаев говорил еще в феврале, когда съезд правящей в Казахстане народно-демократической партии «Нур Отан» («Свет Отечества») выдвинул его кандидатом на досрочных президентских выборах.

«Мы будем планомерно осуществлять модернизацию политической системы: это расширение полномочий парламента, подотчетного ему правительства, укрепление роли политических партий, местных органов власти и судебной системы», - заявил тогда Назарбаев, пообещав показать всему миру «прогресс, процветание, силу казахского народа».

Теперь, как представляется, пришло время начать демонстрировать этот прогресс. Победивший с небывало высоким - 95,5% - результатом Нурсултан Назарбаев должен будет исполнить свое обещание реформировать политическую систему. В противном случае казахский вариант восточной деспотии может столкнуться с серьезными испытаниями «на прочность», во многом сходными с теми, которые происходили недавно в Киргизии и имеют место сейчас в арабских странах африканского континента.

Очевидно, что реформирование политической системы в Казахстане необходимо, поскольку, что бы ни говорили о прекрасной физической форме и интеллектуальном состоянии президента, которому, кстати, в прошлом году исполнилось 70 лет, – человек имеет свойство стареть. Естественно, в таком возрасте с каждым годом все труднее работать. Вся политсистема Казахстана «заточена» под одного человека – нынешнего главу государства, а ему сейчас все сложнее единолично контролировать выстроенную им государственную машину.

«Назарбаеву с годами все труднее становится решать все споры, гасить конфликты, разводить противоборствующие стороны, неизбежно конфликтующие при власти. Однопартийный же парламент и административные органы управления демонстрируют недостаточную эффективность, которая также связана с единолично ориентированной формой правления», - сказал в беседе с «Росбалтом» заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. Кроме того, по его мнению, с каждым годом все больше обостряется внутриэлитная борьба, что «особенно стало заметно в последние четыре-пять лет». «Раньше все-таки президенту удавалось четче, чем сейчас, контролировать казахстанскую элиту», - отметил эксперт.

Таким образом, у Назарбаева есть два пути: либо определиться с преемником, либо проводить институциональные реформы. В казахстанских условиях провести «операцию «Преемник» достаточно сложно, поскольку существует реальная опасность, что Назарбаев резко «потеряет форму» до следующих президентских выборов, намеченных на 2016 год. В этом случае преемника просто «заклюет» ближайшее окружение президента. Что же касается институциональных реформ, то, как полагает Грозин, «многое будет понятно после смены постов в правительстве».

«Картина прояснится после назначения нового главы верхней палаты парламента. По конституции именно он является вторым человеком в республике и может заменить президента, если тот по каким-либо причинам не сможет исполнять свои обязанности. Конечно, важны кандидатуры премьер-министра и главы администрации президента», - считает Андрей Грозин. «Если не решать вопрос о персональной передаче власти, - продолжает эксперт, - необходимо выстраивать полицентрическую систему, при которой несколько крупных фигур будут конкурировать между собой за власть, но конкуренция эта должна происходить в цивилизованных формах».

Весьма возможно, что «привить» в Казахстане цивилизованные формы политической борьбы Назарбаеву все же удастся. Недаром советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев не исключил возможность проведения в стране парламентских выборов летом 2011 года. Иными словами, существует определенная вероятность, что президент, так или иначе, постарается переделать казахстанскую политическую систему из «суперпрезидентской» в «президентско-парламентскую». И такое стремление власти можно будет рассматривать в качестве реальной попытки укоренить на почве постсоветской азиатской страны демократическую модель развития. Разумеется, не сейчас, а в будущем, пока еще достаточно далеком.

Дмитрий Пановкин