Posted 21 апреля 2011,, 14:53

Published 21 апреля 2011,, 14:53

Modified 1 апреля, 08:36

Updated 1 апреля, 08:36

Французы рискуют застрять в Ливии

21 апреля 2011, 14:53
Пока международные организации пытаются избежать расширения гуманитарного кризиса в Ливии, французские парламентарии выдвинули предложение о направлении в эту страну сухопутных сил стран НАТО. В экспертном сообществе пока нет единого мнения о том, может ли Ливия стать «новым Афганистаном».

Пока международные организации пытаются избежать расширения гуманитарного кризиса в Ливии, французские парламентарии выдвинули предложение о направлении в эту страну сухопутных сил стран НАТО. В экспертном сообществе пока нет единого мнения о том, может ли Ливия стать «новым Афганистаном».

В последнее время представители возглавляемых НАТО коалиционных сил, принимающих участие в боевых действиях в Ливии, все чаще стали говорить о необходимости проведения сухопутной операции на территории этой страны. Такие предложения мотивируются тем, что авиационные налеты на боевую технику Каддафи являются якобы малоэффективными и не приносят ожидаемого результата. Более того, снаряды, выпущенные авиацией НАТО, попадают по позициям повстанцев или по мирному населению. Участие же сухопутных сил должно в корне изменить сложившуюся ситуацию и ускорить падение режима Муаммара Каддафи.

Напомним, что в Ливии с 19 марта проходит военная операция международной коалиции, в ходе которой наносятся авиаудары по военным объектам и бронетехнике армии Каддафи. С 31 марта командование операцией осуществляет НАТО. Проведение военной кампании в Ливии стало возможным после того, как Совбез ООН 17 марта принял резолюцию, разрешающую установить над страной зону, запретную для полетов, а также принять все необходимые меры для защиты мирного населения, причем возможность наземной операции не оговаривалась.

Все больше увязая в «ливийской проблеме», страны-члены коалиции и НАТО уже не вспоминают о резолюции СБ ООН, четко ограничивающей применение вооруженной силы в отношении африканской страны, а также о своих прежних обещаниях ни в коем случае не начинать сухопутных боевых действий. Более того, недавно верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила, что Европейский союз может принять участие в военной операции в Джамахирии. Хотя речь идет о якобы гуманитарной миссии – обеспечении безопасной доставки гуманитарной помощи в осажденные армией Муаммара Каддафи города Мисурату и Адждабию, мало кто сомневается, что на самом деле будет оказана военная помощь ливийским повстанцам.

Франция же напрямую подталкивает союзников по НАТО к проведению сухопутной военной операции на ливийской территории. Ранее официальный Париж собирался направить в Ливию небольшое количество военных «советников». Предполагалось, что эти инструкторы будут работать совместно с национальным переходным советом, утвержденным ливийской оппозицией, в целях обеспечения «безопасности» мирных жителей. О готовности в ближайшее время направить своих инструкторов заявляли также британцы и итальянцы.

Наконец, на днях французские парламентарии выдвинули предложение о направлении в Ливию сухопутных сил стран НАТО. А председатель комитета по внешним связям Национального собрания Франции Аксель Понятовски пошел еще дальше и высказался за посылку Парижем в эту страну своих коммандос.

Некоторые эксперты считают, что это начало «второго Афганистана». Как отметил в беседе с «Росбалтом» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов, «авиационные удары коалиционных сил в Ливии могут лишь до определенной степени ослабить режим с точки зрения его военных возможностей, но не более того». «Это рождает ситуацию неопределенности. Поэтому необходимо продолжение военной операции на земле», - считает эксперт.

В свою очередь Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги отмечает: заявление о том, что гуманитарные грузы будут сопровождать военные конвои, по сути, означает начало сухопутной операции сил коалиции в Ливии. «Если говорится об охране гуманитарных грузов, то изначально предполагается, что эти грузы будут разворовываться в процессе нападений. Если представить, что кого-то из французских военных убьют в одной-двух таких стычках, то легко представить, что будет дальше. Например, будет принято решение о расширении охраны, затем объявят необходимым выставить блок-посты на пути следования каравана. А это та единственная дорога вдоль моря, по которой и катаются на бронетранспортерах повстанцы и сторонники Каддафи. Появление здесь блокпостов с иностранными военными сделает неминуемым продолжение войны на суше. Все это очень похоже на афганский сценарий», - цитирует Малашенко информагентство «Прайм-ТАСС». По мнению эксперта, французы могут «застрять» в Ливии.

Между тем, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский не разделяет такое мнение. Как заявил эксперт «Росбалту», активность на ливийском направлении объясняется стремлением Парижа показать, «что Франция в своей политике не равняется на Соединенные Штаты», хотя Америка фактически с самого начала операции самоустранилась от главенствующей роли в коалиции. «В сложившихся условиях Франция сочла для себя целесообразным проявить инициативу, тем более что этот регион вызывает у нее особый интерес», - уверен Рубинский.

Он напомнил, что еще в 2007 году президент Франции Николя Саркози продвигал проект Средиземноморского союза, в котором собирался занять лидирующие позиции. «Проект этот, помимо прочего, должен был бы обеспечить доступ Евросоюза к газовым месторождениям Северной Африки. Но затея по разным причинам не удалась и, в результате, получилось формальное образование. Саркози хотел бы придать ему новую жизнь, но с режимом Каддафи это было сделать уже невозможно. И в момент, когда разразилась ливийская гражданская война, сказать свое слово в Ливии для Парижа оказалось очень соблазнительно со всех точек зрения. Отсюда проистекает и инициатива установления дипотношений с правительством ливийских повстанцев, и участие в военных действиях», - считает эксперт.

Кстати, по сообщениям французской прессы, Саркози может принять приглашение ливийских оппозиционеров посетить город Бенгази, в котором базируется часть противников Муаммара Каддафи. Такое предложение нынешний хозяин Елисейского дворца получил от главы созданного повстанцами переходного Национального совета Мустафы Абделя Джалиля, приезжавшего с первым зарубежным визитом именно в Париж. В канцелярии Саркози пока лишь подтвердили, что приняли к сведению это приглашение. Однако Мустафа Абдель Джалиль уверяет, что, по его данным, президент Франции согласен приехать в Бенгази, однако дата визита пока не определена.

Между тем, считает Рубинский, «в условиях, когда гражданская война в Ливии затягивается и неизвестно чем закончится, Франция будет придерживать свои инициативы, чтобы не слишком втягиваться в конфликт». Кроме того, по словам собеседника «Росбалта», французы уже предприняли военное вмешательство в Кот д`Ивуаре и «хотя операция прошла успешно, она была достаточно рискованной с военно-политической и экономической точек зрения, весьма сомнительно, что Франция будет теперь ввязываться еще и в войну в Ливии».

Иными словами, сейчас официальный Париж играет роль примитивного забияки в дворовой драке, подначивая других членов коалиции к активным действиям. Когда же станет окончательно понятно, что драться будут всерьез, а не до «первой крови», французы могут уйти в тень со своими инициативами.

Дмитрий Пановкин