Posted 26 апреля 2011,, 11:56

Published 26 апреля 2011,, 11:56

Modified 1 апреля, 08:32

Updated 1 апреля, 08:32

После «Дождя» не прояснилось

26 апреля 2011, 11:56
Главный вопрос – кто пойдет от власти на выборы-2012 – продолжает занимать умы экспертов и слухмейкеров. Из-за отсутствия ответа на него нестабильность в элитах и на политическом поле нарастает.

Начало недели ознаменовалось недвусмысленным обозначением «информационных» пристрастий Дмитрия Медведева. Придя на телеканал «Дождь», он спровоцировал новую волну слухов, которая едва не «погасила» пламенное обсуждение актуальных для прошлой недели тем «войны» детского доктора Рошаля с Минздравом и начавшегося накануне выборов масштабного переформатирования партийного «поля» - то ли под новый президентский срок Медведева, то ли под выдвижение Владимира Путина.

Президент России пришел на не самый, мягко говоря, рейтинговый «Дождь» неожиданно – горевшие желанием показать этот визит главы государства центральные телеканалы не смогли даже вовремя поймать «картинку» и потом вынуждены были довольствоваться крайне низкокачественным видео из Интернета. Вместе с тем, по информации «Росбалта», об этом визите было известно заранее – после того как стало понятно, что Дмитрий Медведев придет на заседание комиссии по модернизации, которая проходила в понедельник там же, где базируется «Дождь», - на бывшей шоколадной фабрике «Красный октябрь». Были даже предупреждены арендаторы некоторых других «фабричных» офисов. Причем некоторые из них громко возмущались в своих блогах, что им рекомендовали вообще не ходить на работу в этот день.

Как говорят, этим визитом был не слишком доволен главный кремлевский «идеолог» - первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков. Что не удивительно, ведь в отношении «курса партии и правительства» телеканал «Дождь» занимает крайне диссидентскую позицию. Потому, возможно, он транслируется только в некоторых сетях кабельных и спутниковых операторов и в Интернете. «Метровых» частот у этого телеканала нет.

Сам же Медведев, если судить по «картинке», явно был доволен происходившим. Актуальность тематики и современный стиль телеканала ему, похоже, очень понравились. И сразу поползли зловещие слухи о том, что действующий президент «сбивает» свой собственный информационный пул из «доверенных» СМИ, альтернативный «официальному» телевидению. Вспомнили, в частности, что очень похожая ситуация была в свое время при установлении «контакта» главы государства с популярным интернет-изданием «Газета.Ru». После посещения Медведевым «Дождя» некоторые наблюдатели даже с юмором отмечали, что главам ВГТРК и «Первого» Олегу Добродееву и Константину Эрнсту пора «собирать вещички». Что, разумеется, не более чем шутка, поскольку для полного контроля над главными телеканалами страны и, соответственно, обретения права по своему усмотрению менять их руководителей Дмитрию Медведеву нужно выиграть выборы в 2012 году.

Как раз с выборами и связаны сейчас наиболее противоречивые и многочисленные слухи. Избирательная кампания уже явно стартовала – это понимают все, и даже политологи, считающиеся «кремлевскими», не пытаются это скрывать. О своем намерении выдвинуться в президенты заявили уже Геннадий Зюганов от КПРФ и Владимир Жириновский от ЛДПР. Источники «Росбалта» также уверяют, что Кремль уговорил для «легитимизации» выборов выдвинуть свою кандидатуру и еще одного политического «мастодонта», слегка подзабытого в России, но по-прежнему весьма авторитетного на Западе, - Григория Явлинского. О возможности его выдвижения «Росбалту» говорил, в частности, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. А дополнительным подтверждением этой информации может считаться тот факт, что о своем неучастии в выборах 2012 года уже заявил формальный лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин, в которой Явлинский все еще состоит.

Однако главная интрига по-прежнему в том, кто будет участвовать в выборах из членов правящего тандема. Многие политологи прямо говорят, что Кремль «созрел» для конкуренции и выдвигаться будут оба: и Владимир Путин, и Дмитрий Медведев. Потому, мол, нынешний президент и «сколачивает» свою личную команду. А отвечает за это, по словам источника «Росбалта», близкого к Кремлю, экс-глава администрации президента Александр Волошин. Косвенно о его причастности к подготовке президентской кампании Дмитрия Медведева уже писала газета «Коммерсант», но там говорилось лишь о «реанимации» партии «Правое дело», которая оказалась под вопросом после публичных отказов возглавить ее со стороны крупных федеральных чиновников, пользующихся репутацией либералов, - вице-премьеров Игоря Шувалова и Алексея Кудрина. В реальности же, по словам источника «Росбалта», Александр Волошин занимается гораздо более широким кругом вопросов.

При этом проект «Правое дело», как и партия «Справедливая Россия», от формального руководства которой отказался спикер Совета Федерации Сергей Миронов, рассматривается якобы как альтернативные площадки для выдвижения Дмитрия Медведева кандидатом в президенты. Однако этот слух явно связан со стремлением «Единой России» доказать, что она одна обладает достаточным административным весом и легитимностью для того, чтобы выдвинуть кандидата в президенты, имеющего шансы на победу в 2012 году. В реальности же ничто не мешает тому же Дмитрию Медведеву, если у него будут готовы к тому времени штабы на местах и он сохранит административный ресурс, собрать в течение месяца 2 млн подписей, тем самым как бы проведя мини-референдум о доверии своей политике.

Так что перемены в «Правом деле», если они все же произойдут, и тем более кадровая ротация в «Справедливой России» вряд ли напрямую связаны с процессом выдвижения кандидата-2012. Скорее речь идет о предвыборном переформатировании партий. Некоторые СМИ выдвигают смелые предположения вроде возможности «вливания» «Справедливой России» в «Единую Россию», - но это, вероятнее всего, из области смешных фантазий. В реальности скорее речь идет о подготовке к созданию многопартийной Госдумы, где влияние «Единой России» будет уравновешиваться необходимостью для партии ситуативно вступать в союзы то с правыми, то с левыми - при принятии конституционных законопроектов. Опять же – после выступления премьера перед депутатами Госдумы с отчетом о работе правительства с наиболее резкими репликами в адрес Владимира Путина и его министров выступал новоявленный лидер «Справедливой России» Николай Левичев.

Конечно, даже некоторые коллеги по партии говорили потом, что он «был смешон». И действительно, его выступление было несколько сбивчивым – Левичева не назовешь оратором. Он напомнил того же Александра Волошина во время его первого выступления перед Советом Федерации по вопросу об отставке «человека, похожего на генпрокурора» Юрия Скуратова. Над Волошиным, напомним, тогда просто в голос, не скрываясь, смеялись заседавшие в ту пору в Совфеде губернаторы. Однако в итоге Скуратов был смещен, хоть и не в тот раз. А некоторым выступление Левичева напомнило даже «перестроечное» заседание Верховного Совета СССР и речи академика Сахарова. Кстати, как будто для увеличения его сходства с опальным академиком нового лидера «эсеров» даже немного захлопывали и «затопывали» единороссы, напоминавшие «агрессивно-послышное большинство» в советском парламенте.

Так что как бы ни оценивали «лидерский» дебют Левичева, он явно не был «пропутинским», что не добавляет очков в копилку версии о возможном скором слиянии «эсеров» с «Единой Россией». Скорее всего, партия будет ждать исхода выборов 2011-2012 гг. в нынешнем промежуточном состоянии, то есть, как говорит политолог Михаил Виноградов, проект слегка «заморозят» до лучших времен. В конце концов, можно сколько угодно критиковать Путина или, как пишет в своем блоге депутат-«эсер» Илья Пономарев, ощущать, что премьер устал и явно не хочет снова выдвигаться в президенты. Но ведь недаром многие оценили путинскую речь в Госдуме как очевидно предвыборную, – она же, и правда, состояла преимущественно из обещаний всевозможных успехов и достижений на ближайшие 10 лет. Так что определенности в политическом будущем страны за последние недели явно не прибавилось.

Напротив, нестабильности стало больше, и околовластные кланы и политтехнологи это ощущают. Иначе вряд ли могла бы возникнуть, пожалуй, наиболее скандальная история прошлой недели, связанная с конфликтом члена Общественной палаты, директора Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля с Минздравом. А точнее – атака оппонентов «челябинского клана» на семью министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой и ее супруга, министра промышленности Виктора Христенко.

Кратко напомним, как развивалась эта история. Леонид Рошаль на совещании с участием Владимира Путина резко раскритиковал Минздравсоцразвития. Причем, вне зависимости от того, с какой целью это делалось, критика была, что называется, «по адресу». В ответ на сайте ведомства появилось открытое письмо сотрудников Минздрава, просивших Путина защитить их от необоснованной критики. Татьяна Голикова, никого не удивив, это письмо поддержала.

И тут началась настоящая война. В частности, появилась масса откровенно «заказных» статей про Минздравсоцразвития, а точнее Татьяну Голикову и даже ее супруга Виктора Христенко. Причем в этой кампании в личном качестве принял участие известный политтехнолог Станислав Белковский, про которого неоднократно писали, что в момент старта так называемого «дела ЮКОСа» он работал на нынешнего вице-премьера Игоря Сечина. Последнего, кстати, неоднократно называли в числе «недоброжелателей» Татьяны Голиковой, а главное – ее мужа. Именно эксперты из окружения этого вице-премьера летом прошлого года, например, были авторами скандальных заключений о коррупции в Минздравсоцразвития.

Как бы в ответ на эту атаку на минувшей неделе произошла и скандальная акция, направленная против Леонида Рошаля, когда в его детскую клинику приехала машина с якобы находящейся на грани жизни и смерти женщиной. Когда к ней оперативно вышел врач и была приготовлена реанимационная палата, выяснилось, что женщина чувствует себя нормально и авто уехало. Однако осадок, как говорится, остался. Причем общественность настолько активно вступилась за Леонида Рошаля, что у некоторых блогеров даже появилось подозрение, что эта провокация изначально была призвана поднять рейтинг детского врача и очернить команду Голиковой.

В итоге, в этой войне Голикова и Христенко пока явно проигрывают. Хотя никому из членов правящего тандема, похоже, сейчас нет дела до такого рода скандалов на уровне правительства и они в них не вмешиваются, давая политическим бойцам и их командам повоевать по полной. При этом Леонид Рошаль заявляет, что не хочет становиться министром. Однако Рошаль может и передумать под чьим-то сильным влиянием. И тут вспоминается, что тот же Игорь Сечин формально как вице-премьер курирует фарминдустрию, и его слово не будет последним при решении вопроса о замене министра здравоохранения, если таковой встанет. Не говоря уже о том, что курирует он и энергетику и отчасти промышленность – вотчину Виктора Христенко. Так что и тут слово Сечина может оказаться решающим.

Иван Преображенский