Posted 15 июня 2011,, 12:18

Published 15 июня 2011,, 12:18

Modified 1 апреля, 07:16

Updated 1 апреля, 07:16

Архитекторы и реставраторы выступили против закона о госзакупках

15 июня 2011, 12:18

МОСКВА, 15 июня. Вопиющей некомпетентностью и настоящей подрывной деятельностью против российского культурного наследия считают представители сообщества архитекторов-реставраторов правоприменительную практику Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в отношении реставрации памятников. Об этом было сообщено на пресс-конференции, прошедшей в пресс-центре Росбалта.

Ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Кронидовна Заика начала свое выступление с печальной статистики: за последние 10 лет Россия потеряла более 2500 памятников культуры, то есть ежегодно из нашего культурного наследия исчезают свыше 200 исторически ценных объектов. Это и предметы живописи, скульптуры и образцы деревянного и каменного зодчества.

Согласно отечественному законодательству все виды реставрационных работ финансируются, если это – бюджетные средства, согласно закону №94-ФЗ. При этом основным критерием при финансировании является вопрос цены. И только потом рассматриваются критерии сроков выполнения работ, качества их исполнения и так далее. Превалирует всегда вопрос цены или по-новорусскому «цена вопроса». Таким образом, констатирует Ирина Заика, мы уже в течение многих лет имеем ситуацию, когда реставрация, являющаяся исключительно творческим и научным процессом, поставлена в один ряд с обычными строительными работами, финансирование которых также определяется этим законом. Как можно стремиться провести реставрацию уникального исторического объекта подешевле? Подобная минимизация расходов непременно скажется либо на качестве работ, либо на их количестве, либо на профессиональной компетенции привлекаемого персонала. На конкурсах заведомо побеждают фирмы, дающие низкие цены и, как правило, эти фирмы некачественно выполняют работу. В данной ситуации Совет по наследию считает категорически невозможным проведение реставрационных работ на конкурсной основе. По мнению Ирины Заики и ее коллег, федеральный закон необходимо изменить таким образом, чтобы финансирование реставрационных работ было выделено в отдельную строку и шло обязательно без конкурсов. Наиболее логичным было бы финансирование таких работ в виде грантов.

Директор межобластного научно-реставрационного художественного управления Сергей Филатов более подробно озвучил претензии реставраторов станковой и монументальной живописи. По его словам, конкурсы устраиваются ежегодно на одни и те же памятники. И при этом сроки выполнения работ устанавливаются настолько минимальными, что о какой-либо серьезной работе, и говорить не приходится. Ведь реставрация монументальной живописи в памятниках архитектуры и музейной станковой живописи – это очень ответственный процесс. Изначально исследуется сам памятник, его состояние, выясняются причины разрушения. И только после этого разрабатывается методика восстановления, которая согласовывается с органами охраны памятников. По этой-то методике и должны производиться дальнейшие работы. И получается так, что организация, включившаяся в процесс реставрации, на следующий год может не выиграть конкурс. Побеждает фирма, которая снизила цену. Она совершенно не знает объект реставрации, и, естественно, ее задача попросту освоить выделяемый бюджет. Получается халтура, а не реставрация.