Posted 13 июля 2011,, 14:54

Published 13 июля 2011,, 14:54

Modified 1 апреля, 06:36

Updated 1 апреля, 06:36

На работу, как на дачу?

13 июля 2011, 14:54
В Петербурге, вслед за Москвой, обсуждается вопрос территориального деления. Одни предлагают вынести все офисные центры в общественно-деловой пояс, другие - выселить чиновников в Ленобласть. Горожане между тем по-прежнему стоят в пробках.

В последние годы в Петербурге наряду с официальным административно-территориальным делением на районы действует полуформальная разбивка по функциональному назначению. В городе появляются разного рода технопарки, бизнес-кластеры, инкубаторы и прочие экономические зоны особого назначения. При этом приход в Петербург крупных инвесторов не ограничивается исключительно запуском производств: компании открывают собственные представительства, а зачастую и вовсе переезжают в город на Неве целыми штаб-квартирами, еще более усугубляя транспортные проблемы Северной столицы.

Желание городских властей упорядочить весь этот инвестиционный процесс путем размещения родственных отраслевых предприятий в отдельных резервациях понятна. Автопром прописали в Шушарах и Каменке, фармакологов посылают под Пушкин, а объединенных судостроителей - в Кронштадт. Кто-то, как, например, гонконгская TV Technology начала собирать телевизоры Philips на базе складского комплекса AKM logistics — как известно, вокруг КАД формируется еще и логистический пояс.

Однако, если проблему размещения производств город худо или бедно, но решает - хотя бы на уровне идеологии, - то вопрос размещения офисных и административных зданий регулируется в Северной столице слабо. Тем более, что к разнообразию новоявленных петербургских резидентов добавляются и крупные областные компании, которые хоть и прописаны в соседнем субъекте Федерации, но принимать клиентов и подписывать контракты предпочитают в Петербурге. Да и аппарат правительства Ленинградской области с его далеко немаленьким набором комитетов и рабочих групп по-прежнему базируется в Питере.

В основном, в Северной столице проблема офисов решается просто - она отдана на откуп крупным строительным холдингам, которые занимаются тем, что называется редевелопмент, то есть фактически передлкой старых зданий в экономически выгодные деловые центры.

Так, два из бизнес-центров сети «Сенатор» были созданы путем перестройки общественных бань: Сергиевских на ул. Чайковского, д.1 и Белозерских на ул. Кропоткина, д.1. Один из корпусов бизнес-центра «Лангензипен» в прошлом являлся цехом завода «Знамя труда». Еще один известный в Петербурге бизнес-центр «Бенуа» был построен на основе корпусов завода «Россия». Другой крупный налогоплательщик, недавно прописавшийся в Санкт-Петербурге - «Совкомфлот», переделывает под себя историческое здание Круглого рынка на Мойке. Примеров подобного рода перепрофилирования можно привести сколько угодно, но суть сводится к тому, что город изначально не стремился создать единый деловой административный центр. Результатом такой политики стал сонм разбросанных по Петербургу точек деловой активности, который во многом стал причиной хаотичного и неурегулированного дорожного движения.

Ожидается, что в конце лета свой переезд в бизнес-центр Quattro Corti на ул. Почтамтской завершит штаб-квартира компании "Газпромнефть". Как рассказали "Росбалту" в Quattro Corti, «дочка» Газпрома пробудет здесь до окончания строительства комплекса в Лахте. При этом из Москвы в Петербург переедут порядка тысячи москвичей - офисных работников. И придут они не пешком, а приедут на машинах...

Впрочем, в компании надеются, что столь внушительный десант не должен усугубить транспортную ситуацию в районе Исаакиевской площади. «Не думаю, что это серьезно повлияет [на транспортную] ситуацию, в центре вводились и более крупные проекты», - считает управляющий директор делового центра Алексей Волков.

В Москве уже была попытка решить подобную проблему, когда бизнес при поддержке местных властей взялся строить «русский Манхэттен» на основе обширной промзоны в районе Красной Пресни. Нельзя сказать, что эта попытка оказалась удачной. Еще недавно основатель стройкорпорации Mirax Group, а ныне руководитель ее приемницы Nazvanie.net Сергей Полонский открыто посылал в очень далекое место тех, «у кого нет миллиарда». Теперь же он просит «больше не считать его бизнесменом», ест в прямом эфире собственный галстук и организует платные экскурсии по недостроенным небоскребам «Москва-сити».

Отчасти то, что не сдюжил Полонский и Лужков, пытается организовать сегодня президент, дав старт обсуждению проекта переезд за МКАД чиновничьего аппарата и депутатского корпуса. Интересно, что идею создания так называемого Столичного федерального округа поддержала и петербургский губернатор Валентина Матвиенко, заявив, что такая же судьба ожидает и Петербург с Ленинградской областью.

Однако пока подобные инициативы не находят в городе особой поддержки.

Так, в Санкт-Петербургском научно-исследовательском и проектном институте урбанстики не видят особой надобности в подобном переезде. "Переносить ничего не надо", - поделилась с "Росбалтом" своим мнением главный архитектор института Ирина Гришечкина.

Не считает целесообразным идти Петербургу по пути Москвы и запускать процесс перевода местной администрации или же крупных офисных центров на новые областные земли и директор аналитического агентства «Дорн» Андрей Карпов.

«Это вопрос спорный, требующий моделирования и расчетов», — отметил эксперт. Более того, по мнению Карпова, на данный момент для Петербурга он не стоит так остро, как в столице. В городе еще остались места, где могут разместиться и бизнесмены, и многочисленные чиновники. А в городе существуют и более насущные проблемы.

Впрочем, в то, что петербургские чиновники и бизнесмены переедут «на периферию», поверить трудно. Согласно имеющимся планам, разбросанные сейчас по всему городу комитеты правительства Санкт-Петербурга должны перебраться в один из корпусов административно-делового квартала «Невская ратуша», строящегося на базе трамвайного парка в районе ул. Моисеенко и Новгородской. Правительство Ленинградской области, хоть и заявляет о возможном переезде во Всеволожский район, в поселок Кудрово, но серьезных попыток покинуть площадь Пролетарской диктатуры не предпримает. А куда деть привезенных в город на Неве конституционных судей и «сидящих на рундуках» представителей главштаба ВМФ? Их тоже в область?

В 2005 году был принят Генеральный план развития Санкт-Петербурга. Перед авторами документа стояла задача спрогнозировать развитие городских территорий, с которой, судя по всему, авторы документа не до конца справились, ведь туда и до сих пор вносятся бесконечные поправки и корректировки. Попутно с перекройкой генплана разрабатывается еще целый сонм разного рода стратегий, начиная от социально-экономического развития Петербурга и Концепции развития малого предпринимательства и заканчивая Стратегией развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга. С течением времени подобные документы признаются устаревшими, следствием чего становится их неактуализация.

Причиной хаоса и бесконечной путаницы является слабая кооперация между городскими комитетами. Транспортники не успевают прокладывать дороги к новым стройкам, энергетики опоздывают с подведением своих коммуникаций, а сами строители зачастую срывают оговоренные сроки. Зато печатный станок с регулярной периодичностью публикует разнообразные альманахи инвесторов и бизнес-путеводители по промышленным зонам, а чиновники рекламируют радужные картины светлого будущего Петербурга - без пробок, транспортных коллапсов и перекрытых улиц.

Однако все это будет напоминать роман-утопию до тех пор, пока в городе не появится грамотного генплана и единой программы по превращению Петербурга в город, где дружелюбно соседствуют чиновники, бизнес и обычные люди.