Posted 2 августа 2011,, 17:42

Published 2 августа 2011,, 17:42

Modified 1 апреля, 06:10

Updated 1 апреля, 06:10

Пост-трагедийный синдром

2 августа 2011, 17:42
После того, как в России происходит очередная трагедия, тут же начинаются проверки. Принимаются решения о закрытии, снятии с эксплуатации, усилении мер безопасности. Параллельно ведется поиск виновных. Но во всех случаях ключевое слово - «после».

После взрыва в Комсомольске-на-Амуре начались проверки в российских детских садах. Трагедии на Волге и на Москве-реке привели к массовым «чисткам» в профильных ведомствах. МЧС активизировалось после «Хромой лошади» и лесных пожаров. И во всех случаях ключевое слово - «после».

26-летний мужчина, подложивший в Комсомольске-на-Амуре взрывное устройство в детский сад, неоднократно привлекался правоохранительными органами за хулиганство. Мотивы его чудовищного поступка выяснит следствие. Однако очевидно, что только в условиях полной безнаказанности с одной стороны, и халатности - с другой, можно спокойно совершить преступление на территории детского учреждения. К сожалению, в России система безопасности срабатывает только постфактум, работает потом недолго и, что самое обидное, безрезультативно.

После громких пожаров 2009 и 2010 годов (сгоревшие дома престарелых, пермская «Хромая лошадь», лесные пожары в центре России) массово проверялись и даже закрывались социальные заведения, ночные клубы и рестораны, в садоводствах пересчитывались лопаты и пожарные щиты. В ходе проверок увеселительных заведений (клубов, ресторанов и дискотек) за 2 зимних месяца 2009-2010 годов выявили более 116 тыс. нарушений требований пожарной безопасности. В суды было направлено свыше 4,5 тыс. материалов для принятия решений об административной приостановке деятельности объектов, в 2 тыс. В 729 случаях суды приняли положительные решения. Например, как сообщили «Росбалту» в ГУ МЧС по Санкт-Петербургу, после пожара в «Хромой лошади» и последовавшего за ним мощного пинка соответствующим службам во всех городах, только за неделю в Северной столице пожарные инспекторы выявили более 2000 нарушений в нескольких сотнях различных заведений. 25 клубов из-за вопиющих нарушений вообще должны были быть закрыты.

Однако трагедии подзабылись, страсти утихли, и что потом? «Простите, суп с котом, - сообщил «Росбалту» источник в Управлении МЧС. - Действительно, тогда какие-то учреждения удалось временно (на 15, 30 или 60 дней) закрыть - до исправления недочетов. Однако это - исключение из правил. Дело в том, что надзорные органы (в частности, пожарные инспекторы МЧС) могут провести внеплановую проверку только по решению прокуратуры, если его нет - только в плановом порядке, раз в 3 года. То есть владелец может отчитаться, что все якобы выполнено, и вновь спокойно работать еще несколько лет... Если «жареный петух» не клюнет».

После всех громких российских трагедий последних лет выяснялось, что многочисленные, часто - вопиющие нарушения обнаруживались и ранее, и наиболее ответственные люди даже пытались бить тревогу. «Именно эти заведения (речь идет о закрытых после «Хромой лошади» петербургских организациях - ред.) уже неоднократно бывали в зоне нашего внимания, выносились представления о приостановлении деятельности, однако либо суды не давали санкцию на их закрытие, либо клубы меняли юридическое лицо и продолжали работать с теми же нарушениями. Согласно законодательству, в таких случаях мы не имеем права проверять вновь открывшееся предприятие малого бизнеса чаще, чем раз в 3 года. Это очень большая проблема, которая требует решения на федеральном уровне», - рассказал «Росбалту» главный государственный инспектор Санкт-Петербурга по надзорной деятельности Максим Бирюков.

Перед гибелью «Булгарии», авиакатастрофами, терактами, пожарами и т.п. тревожные звоночки были всегда. Однако в большинстве случаев на них никто не реагировал. Относительно адекватные и озвученные публично оценки выносятся только по итогам особо резонансных дел. А «мелочи» вроде неисправного двигателя и ржавых бортов судна, отсутствия запасных выходов и использования запрещенных петард, проломанных дырок в ограде детсадов во внимание не принимаются.

«В авиации есть такое понятие: предпосылка летного происшествия. То есть сама по себе предпосылка (какое-то вроде бы незначительное ЧП, неисправность) происшествием пока не является, но в одном случае из десяти предпосылка происшествием как раз и станет, - сообщил «Росбалту» писатель и журналист Андрей Константинов. - Когда происходит один подобный случай, можно говорить о трагической случайности. Но когда косяки идут один за одним, речь идет уже о системном сбое».

Сейчас компетентные органы подтверждают, что абсолютно во всех громких трагедиях последнего времени есть конкретные виновные: алчные безответственные хозяева (кораблей, баров, клубов, самолетов, зданий), не менее алчные и безответственные чиновники, которые «не видели» никаких нарушений. Однако присутствует и российское ноу-хау: алчность и безответственность теснейшим образом связаны с отсутствием страха перед наказанием за содеянное.

«Безусловно, это коррупция. Но возможность нарушения правил появляется там, где люди не боятся нарушать правила, - считает Андрей Константинов. - То есть главные причины - это системная, всеобъемлющая коррупция, безнаказанность, и плюс - воспитание людей, которые абсолютно теряют понятия о хорошем и плохом. У них нет понятия, что они отвечают за людей, за чьи-то жизни. В данном случае срабатывает психология наркоторговца: ему плевать, кто стоит за проданной им дозой, ему все равно, что кто-то погибнет. Главное - продать и заработать себе на хорошую жизнь».

Так происходит, когда общество деградирует, причем деградация идет на уровне идеологических норм и правил. И одна из причин в том, что элита страны перестает (или вовсе не умеет) подавать нравственный пример. «Речь идет не только о политической элите. Это и представители культуры, бизнеса, науки, - отмечает Константинов. - Да и сами «органы»... Вспомните хотя бы недавние дела по запрещенному игорному бизнесу в Подмосковье...».

Понятно, что подобные вопросы не могут решиться в одночасье и только при помощи проверок, как бы ни старались проверяющие всех мастей. «Что такое дополнительные проверки после взрыва в детском саду в Комсомольске-на-Амуре? - задумались с ответом в петербургской полиции, которую тоже коснулось указание МВД о немедленной дополнительной проверке безопасности всех детских учреждений. - Ну, детские учреждения будут проверяться на предмет защищенности от террористической угрозы. То есть проверят возможность свободного доступа на территорию ДОУ, наличие охраны, заборов, видеокамер, может быть. Если нарушения будут обнаружены - составят акт и отправят его в администрацию для устранения нарушений».

Вопрос о том, кто и как потом будет проверять, исправлены ли нарушения, и насколько эффективны принятые меры безопасности, вызвал буквально смех со стороны представителя надзорного органа. «Моя знакомая работает в детском саду, который на лето имеет дачу в престижнейшем месте на берегу Финского залива. Ограда есть, однако за весьма небольшую плату прекрасно отдохнуть в сладком месте в 50 м от залива на охраняемой территории может практически любой желающий. Вы бы видели - там прямо на территории детсада иномарки с мангалами стоят», - сообщил источник, по понятным причинам попросивший не называть его имя.

Все торопятся срубить денег - любым способом, в любом месте и, главное, любой ценой. Поэтому глупо надеяться, что где-то внизу, на уровне какого-нибудь клуба, парохода или детсада, все будет вдруг хорошо.

Марина Бойцова