Posted 11 августа 2011,, 12:00

Published 11 августа 2011,, 12:00

Modified 1 апреля, 05:59

Updated 1 апреля, 05:59

Партии принимают перебежчиков

11 августа 2011, 12:00
Избирательная кампания, де факто проходящая в России, отличается огромным количеством перебежчиков. Уже практически бывшие народные избранники меняют партии, как перчатки, лишь бы сохранить за собой депутатское кресло.

Избирательная кампания, де факто проходящая в России, отличается огромным количеством перебежчиков. Уже практически бывшие народные избранники меняют партии, как перчатки, лишь бы сохранить за собой депутатское кресло. И если на первых этапах беглецы в основном выходили из оппозиционных партий и устремлялись в лоно «Единой России» и Общероссийского народного фронта, то по мере завершения праймериз правящей партии среди беглецов, которые ищут тепленькое местечко в чужих списках, становится все больше единороссов.

Процесс политической миграции распространился на все партии, но наиболее серьезно затронул «Справедливую Россию» и «Правое дело». Из первой организации бегут, потому что считают проект «закрытым». «Эсеры» прямо говорят, что Кремль отказался от идеи сделать из «СР» вторую партию власти с левым уклоном. Сейчас карт-бланш на партстроительство получил Михаил Прохоров, и ему нужно успеть до выборов создать внятный «правый проект».

Очередным рубежным моментом стали праймериз «Единой России» в столице. Первое место, естественно, занял мэр Москвы Сергей Собянин (6678 голосов). Его заместитель по социальной политике Людмила Швецова с 5328 голосами стала второй. «Бронза» досталась председателю правления региональной общественной организации инвалидов «Стратегия» Владимиру Крупенникову (3865). 3860 голосов получил председатель Московского совета ветеранов Владимир Долгих, 3850 – депутат Госдумы, ответственный организатор координационного совета столичного отделения ОНФ Николай Гончар. Мария Кожевникова участвовала в праймериз как член общественного совета «Молодой Гвардии «Единой России» и доверенное лицо Общероссийского народного фронта. На предварительном голосовании она заняла 14-е место.

Для «старых» же столичных депутатов, таких как председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк и зампред комитета по делам СНГ Константин Затулин, задача пройти праймериз оказалась непосильной. Они, как известно, считаются представителями так называемого «списка Лужкова». В итоге стало известно о том, что переговоры с «ПД» ведет видный единоросс, председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Железняк. За переход из «ЕР» ему якобы обещан пост руководителя подмосковной организации «Правого дела».

Гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков полагает, что это вполне ожидаемое явление. «Это говорит о том, что очень многие люди, причем достаточно серьезные функционеры, вступают в партию не по идеологическим мотивам, а по личным – именно из-за карьерных своих устремлений. Да, хочется остаться в Госдуме, и делается это любой ценой. То есть полная политическая беспринципность демонстрируется. Как можно, допустим, находясь в «Справедливой России» (речь идет о Бабакове), голосовать за резолюции, которые объявляют «Единую Россию» чуть ли не главным врагом для «эсеров», а потом уходить туда же. Я просто вспоминаю известное выражение Фаины Георгиевны Раневской, которая по другому поводу сказала: «Деньги кончатся¸ а позор останется», – отмечает Хомяков в интервью «Новому региону».

«В этом случае сложно говорить про какие-то политические дивиденды – идеологическая беспринципность очень заметна, и избиратели это видят. Это только кажется – никто не видит, что сегодня он в «Единой России», а завтра в «Правом деле». Люди все знают, особенно те, кто интересуется политикой. Это вызывает, естественно, и удивление, и возмущение. Ну как же так – ты в «Единой России», а ушел в «Правое дело»?», – возмущается эксперт.

Тем не менее, источник в «Правом деле» полагает, что выбор единоросса Сергея Железняка неслучаен. «Во-первых, это чрезвычайно удачно с точки зрения позиционирования. Статусные, состоявшиеся люди переходят из «ЕР» в «ПД». «Правое дело» позиционирует себя как вторую (и более успешную, незапятнанную) партию власти. Во-вторых, Железняк – успешный бизнесмен, а Прохоров активно привлекает в партию новых спонсоров, в-третьих, он один из совладельцев компании News Outdoor (крупнейший в России оператор наружной рекламы – «Росбалт») и, по слухам, является одним из организаторов «баннерной» кампании Прохорова в РФ, которая сейчас размещена в Москве на щитах этого оператора», – рассказал «Новому региону» источник в «Правом деле».

Проблем, правда, это решение вызывает много. Оно, например, связано с возможной предстоящей отставкой нынешнего главы подмосковного отделения «правых» Бориса Надеждина. Он разошелся, напомним, во мнениях с лидером партии Михаилом Прохоровым по так называемому «русскому вопросу» и возможности принятия в «либеральную» партию националистов.

Кроме того, Хомяков отмечает, что Московская область, куда «сватают» Сергея Железняка, – это очень сложный регион, настроения там разные. «Не думаю, что партфункционер из «Единой России» поможет «Правому делу». С другой стороны, Надеждин не является носителем идеологии в «ПД» – он слишком часто менял свои убеждения, высказывания. Мне кажется, если говорить о «Правом деле» в Московской области, наиболее приемлемой и удачной была бы кандидатура Евгении Чириковой – человека, который делом доказал, что она отстаивает интересы жителей, а это принципиально важно для «Правого дела», – отметил Валерий Хомяков.

Он добавляет, что Борис Надеждин, нынешний руководитель «ПД» в Подмосковье, судьбу которого решит сентябрьский съезд партии, допустил достаточно серьезную ошибку, когда заявил о том, что к нему идут бритоголовые. «Придет один бритоголовый – 10 тысяч избирателей отвернутся, – прогнозирует политтехнолог. – Я думаю, съезд «Правого дела» поставит все-таки точки над «i» и в идеологической составляющей, и в том, что мы называем перебежчиками. Надеюсь, Прохоров будет вести более тонкую кадровую политику и найдет для региональных отделений партии адекватных руководителей, пусть даже из «Единой России».

И Железняк мог бы стать проводником такой политики, когда перейдет в «Правое дело». Тем более что, несмотря на формальную отставку, он вполне может получить «административную» поддержку со стороны все того же Надеждина. Его публичное «изгнание» с поста главы региональной организации вовсе не означает, что ему придется покинуть партию. Членом политсовета «Правого дела» политик наверняка останется и поможет «присмотреть» за Московской областью.