Posted 22 августа 2011,, 13:33

Published 22 августа 2011,, 13:33

Modified 1 апреля, 05:45

Updated 1 апреля, 05:45

Детсады: игра по новым правилам

22 августа 2011, 13:33
Чуть больше чем через месяц московские детсады перейдут на новую систему финансирования. За детьми будут либо присматривать и ухаживать, либо воспитывать и учить. Ни сами сады, ни воспитатели, в них работающие, по версии чиновников, в накладе не останутся.

Чуть больше чем через месяц московские детсады перейдут на новую систему финансирования. За детьми будут либо присматривать и ухаживать, либо воспитывать и учить. Ни сами сады, ни воспитатели, в них работающие, по версии чиновников, в накладе не останутся.

Официальный старт реформы назначен на 1 октября. К этому времени существующие лицевые счета дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) будут закрыты. Взамен каждой заведующей предлагается открыть по два новых. На один поступят «детские» деньги (о них - ниже), на другой - целевые городские субсидии: на текущий и капитальный ремонт, на приобретение оборудования, на питание воспитанников и т.д.

Объемы ассигнований и их направленность при этом возьмется регулировать непосредственно департамент образования. Как отметил, презентуя проект, заведующий сектором санкционирования и кассового планирования департамента образования столицы Александр Муратов, заведующим теперь не придется составлять сметы: они смогут в любой момент снять нужную сумму (если таковая окажется на счету).

Это что касается крупных расходов. Повседневная деятельность садиков (включая зарплаты воспитателей) будет финансироваться по другому каналу. Речь идет о субсидиях на выполнение государственного задания. Их размер, согласно новой схеме, исчисляется исходя из занятых мест: чем детей больше, тем ощутимее бюджетные инвестиции.

При этом норматив затрат на одного ребенка варьируется в зависимости от возраста детсадовцев, которых делят на группы от полутора до трех лет, от трех до пяти и от пяти до семи. Более того, отныне считается, что дошкольные учреждения предоставляют своим маленьким клиентам два вида услуг: уход и присмотр – раз, образование, воспитание и развитие – два. Стоимость этих услуг оценивается неодинаково: знания – дороже. Отсюда и градация их получателей. Скажем, полуторагодовалым крохам, по словам Муратова, образование нужно в меньшей степени, нежели уход. А в старших группах – наоборот.

Благосостояние воспитателей в результате всех этих нововведений вырастет – пропорционально заслугам и усердию. Член комиссии Общественной палаты РФ по образованию Любовь Духанина такой подход называет прогрессивным: «Человек должен получать оплату по факту выполнения работы. Если нам плохо покрасят окна, мы же не будем платить – попросим переделать. В системе образования все значительно сложнее (результат работы учителя, конечно, зависит не только от учителя, но и от физического и психологического состояния его учеников), но сам тезис «заработная плата в обмен на результат», на мой взгляд, действительно отражает интересы государства».

На реализацию задуманного механизма Москва дополнительно выделит 1,3 млрд рублей в 2011 году и еще 5 млрд – в 2012. «Деньги очень значительные. Это примерно 10% от общего объема финансирования образования», - уточнил Муратов, подчеркнув, что страхи об оскудении бюджетов столичных садиков надуманы. Финансирование не уменьшится. «Ни одно учреждение, - успокоил чиновник, - в плане материальном не останется в проигрыше».

Осталось только научиться играть. «Сейчас у нас все четко и ясно: есть ставка руководителя, ставка воспитателя, дворника и других, - рассказала «Росбалту» Мария С., заведующая одного из московских детских садов, не пожелавшая называть своего имени. - Новая система оплаты труда – это госзаказ. Т.е. воспитатель должен заказчику понравиться. Как? Порядок расчета зарплаты предусматривает различные критерии: число детей, стаж работы, галочки в виде почетных грамот, результативность. Но что такое результативность в ДОУ? Мы не можем загнать ребенка в рамки. Это – ребенок и основной вид его деятельности – игра. Что нам оценивать: хорошо или плохо ребенок играет в куклы?»

Еще одна проблема, по мнению Марии С., связана со ставками логопедов и психологов. «Из 95 воспитанников моего детского сада 45 требуется помощь логопеда, - пояснила она. – У меня есть логопед, но работает он на полставки, а значит, может заниматься только с 25 детьми. Обращаюсь в департамент образования: у вас, говорят, не логопедический детский сад, ни на полставки больше вам не положено. Если, мол, ребенку необходимы такие услуги, пусть его родители платят деньги или переводят в коррекционный сад. Но ведь коррекционный сад – это совсем другое, это уже тяжелые нарушения».

Не совсем ясно и то, как именно заведующие детских садов – люди с педагогическим, как правило, образованием - должны будут осуществлять самостоятельную финансовую деятельность. «Руководителю ДОУ в данном случае нужно быть не педагогом, а управленцем и финансистом, а таких, увы, еще не готовят, - вздохнула собеседница агентства. – Мы же сейчас только-только учимся деньги считать».

В департаменте образования утешают: времени, хоть и в обрез, но при рациональном использовании хватит. Так, в сентябре во всех округах города пройдут семинары на базе пилотных школ, которые уже свыклись с автономным положением и готовы поделиться опытом с запутавшимися коллегами. Мария С. прокомментировала новость так: «Я не первый год наблюдаю за детскими садами, которые перешли на самофинансирование, и при всей красоте и заманчивости теории денег никому из них не хватает».

Дарья Миронова