Posted 20 октября 2011,, 14:42

Published 20 октября 2011,, 14:42

Modified 1 апреля, 04:32

Updated 1 апреля, 04:32

Киев колеблется между Москвой и Брюсселем

20 октября 2011, 14:42
Договор о зоне свободной торговли придаст новый импульс торгово-экономическим связям в СНГ. Однако вектор украинской политики, направленный не в сторону России, а в сторону Запада, это соглашение вряд ли изменит.

Подписанный в Санкт-Петербурге договор о зоне свободной торговли, безусловно, придаст новый импульс торгово-экономическим связям в рамках СНГ. Однако вектор украинской политики, направленный от России в сторону Запада, это соглашение вряд ли изменит.

Руководство Украины ведет страну обратно в СССР, который оно называет Таможенным или Евразийским союзом. С подобными заявлениями выступила украинская оппозиция после того, как премьер страны Николай Азаров поставил в среду в Санкт-Петербурге свою подпись под соглашением о зоне свободной торговли. Такое мнение пока можно рассматривать только в фокусе внутренних «разборок» в украинской политике, однако, что касается внешнеполитического курса, направленного на сближение с Европой, стремления оппозиции и власти на удивление похожи.

Еще на петербургском саммите Азаров прямо заявил, что следующим шагом Украины после подписания ЗСТ станет подписание аналогичного документа с Европейским союзом. После этого в Киеве, лидер парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов отметил, что заключение договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ не перечеркивает евроинтеграционных настроений провластного большинства на Украине.

Председатель политсовета оппозиционной партии «Наша Украина» Валентин Наливайченко выразился еще более откровенно: «Мы за введение зоны свободной торговли с ЕС. Мы также не против расширения русских рынков сбыта - но пусть сначала Россия снимет ограничение на поставки украинской продукции на свой рынок».

Иными словами, желания украинских политиков напоминают поведение ветреной дамы, которая никак не может определиться с предметом своих симпатий и поэтому капризно требует от поклонников новых подарков. Ранее ради союза с ЕС «незалэжна» упорно отвергала приглашения России к более тесному сотрудничеству, а как только отношения с Западом осложнились, чему способствовал, в частности, обвинительный приговор экс-премьеру Юлии Тимошенко, желание Киева «интегрироваться» с Москвой разгорелось вновь.

Таким образом, например, получается, что газовая проблема, осложнявшая прежде российско-украинские отношения, отошла как бы на второй план, поскольку в договоре о ЗСТ зафиксировано, что «с течением времени пошлины на углеводороды для Украины будут отменены». Но, как только это произойдет, можно считать, что «любовь» Киева к Москве резко ослабнет, зато страсть к Брюсселю вспыхнет с новой, может быть, удесятеренной силой.

Как считает эксперт Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Крылов, «становится все более очевидно, что путь Украины в Европу не будет быстрым и рассчитывать на интеграцию в ближайшем будущем не приходится. Поэтому Киев сейчас думает о решении конкретных проблем. А для Украины это – цена на энергоносители. Вступлением в единое экономическое пространство такая проблема может быть решена». Вместе с тем, считает Крылов, договор о зоне свободной торговли показал, что «Украина, хотя и с оговорками, но все-таки делает движения на Восток, а не на Запад».

Однако заместитель директора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько придерживается несколько иного мнения. «Подписание договора по ЗСТ – это вынужденный, нежелательный и поэтому хлипкий компромисс, причем как для Украины, так и для России. Поэтому, как только геополитическая ситуация изменится, Украина, безусловно, двинется на Запад. Сейчас она только замедлила темп. В дальнейшем, она может этот темп нарастить», - считает эксперт.

Очевидно, что Москва требует от Киева гораздо большего в плане геополитического и экономического союза, а Киеву нужна «хорошая» цена на газ. Но, пока Украина еще остается транзитером углеводородов, две страны будут вынуждены искать компромиссы во взаимоотношениях. Вместе с тем, по заявлению пресс-секретаря МИД Украины, «политический диалог с ЕС на наивысшем уровне является приоритетом в деятельности руководства… Украинская дипломатия делает все для того, чтобы закончить переговоры с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли до конца года».

И вот уже из бельгийской столицы поступили сообщения о том, Киев и Брюссель объявили о завершении переговоров по «глубокой и всеохватывающей зоне свободной торговли», которые являются «частью Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом». Это явилось итогом встречи, которую провели первый вице-премьер - министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев и еврокомиссар по экономическим вопросам Карл де Гюхт. Теперь, по словам еврокомиссара, только «от политической воли украинского руководства зависит воплощение данной договоренности».

Другое дело, ждут ли Украину на Западе. Возможно, что заключение ЗСТ, также как и приговор Юлии Тимошенко, играют только на руку Евросоюзу, который, по причине собственного кризиса, рад использовать все эти ситуации, чтобы отложить все переговоры по сближению с Украиной, перенеся их на более благоприятный момент. Что же касается «дела Тимошенко», то оно, по мнению Богдана Безпалько, «не очень волнует Запад в силу того, что ставка давно сделана на Януковича». Все же «обеспокоенности», которые выражают в европейских столицах – только жесты, долженствующие продемонстрировать, что там не могут равнодушно смотреть, как попирается демократия.

В то же время, для Запада Украина остается, прежде всего, геополитическим рычагом, с помощью которого можно «блокировать» Россию. В этом качестве ее и рассматривают европейские и американские политики. Все остальные резоны – относительны. Украинская промышленность или рабочая сила не особенно интересуют Старый и Новый свет. Евросоюзу, после того как он разберется со своим финансовым кризисом, придет черед разбираться с проблемами новых стран-членов из Восточной Европы. Что же касается США, при нынешнем колоссальном госдолге финансировать Украину не имеет никакого смысла.

Однако Запад не откажется приманивать Украину посулами перспектив, которые открывает евроинтеграция. На Западе будут работать с украинскими элитами для того, чтобы эта страна занимала определенную геополитическую и экономическую позицию в отношении России. Кстати, известный американский политолог Збигнев Бжезинский давно выразил идею, смысл которой заключается в том, в том, чтобы Украина «блокировала» Россию, но, при этом, питалась за российский счет. На Западе очень хотят увидеть модернизированную европейскую границу, разделяющую Киев и Москву.

Дмитрий Пановкин