Posted 24 ноября 2011,, 12:45

Published 24 ноября 2011,, 12:45

Modified 1 апреля, 03:53

Updated 1 апреля, 03:53

Неплакатные выборы

24 ноября 2011, 12:45
Предвыборной агитации на московских улицах в эти дни немного. Плакаты в пользу правящей партии, конечно, есть, но выглядят они «упорядоченно», в городской ландшафт вписываются. А вот оппозиционных плакатов почти нет.

Предвыборной агитации на московских улицах в эти дни, прямо скажем, немного. Плакаты в пользу правящей партии, конечно, есть, но выглядят они «упорядоченно», в городской ландшафт вписываются. И все было бы хорошо, когда бы так же смотрелись оппозиционные плакаты. Но их нет или почти нет.

Один из предвыборных скандалов этих дней связан как раз с наглядной агитацией: конкретно, с тем, что плакаты партии власти очень схожи с плакатами Центризбиркома, призывающими людей идти на выборы. Это ведь далеко не одно и то же. Государство в лице своего органа, Центральной избирательной комиссии, вправе призывать граждан лишь к одному: исполнить свой долг избирателя и проголосовать, кто за кого хочет. Отнюдь не позволяя себе намеков, за кого. Тогда как агитация за партию «Единая Россия» – это совершенно иная ипостась, которая никакого отношения к документам ЦИК иметь не должна.

Да так, в общем-то, и было до сих пор: как-то в предыдущие кампании данный вопрос не поднимался. Это своеобразная новинка сезона: плакаты ЕР на беглый взгляд не очень-то и отличишь от плакатов ЦИК. Понятно, что на сколько-нибудь заинтересованного избирателя, сторонника одной из партий (неважно, какой) – да просто на того, кому все это не безразлично – таким образом не воздействуешь, а кого-то можно даже и оттолкнуть.

Несолидно как-то получается. Уже разгорелся скандал, поднятый оппозиционными партиями. Кажется, это специфически-московское явление, судя по тому, что и ЦИК, и Мосгоризбирком дали специальное разъяснение по данному вопросу. И милостиво разрешили всем партиям «воспользоваться фоном, использованным на предвыборных плакатах «Единой России».

Как нетрудно догадаться, лидеров оппозиции это слабо утешило. Мало того, что разрешение дано за десять дней до выборов, - далеко не все хотели бы им воспользоваться. Как лаконично заметил лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин, «Для «Единой России» это приемлемо, для нас – нет».

Если пройтись по центру Москвы в районе Тверского бульвара и Никитских ворот, то мы увидим богато представленную агитацию за «Единую Россию» - на Тверском бульваре традиционные щиты театральных афиш в рост – а также за ЛДПР, которая больше облюбовала фонарные столбы. ЛДПР уже давно никакой оппозицией не считается, говорит все, что хочет, а голосует «как надо». Но у нее – действительно свой неповторимый «логотип»: грозный портрет Владимира Жириновского взирает из-под насупленных бровей.

А вот то самое сходство: типичный плакат «Единой России» и плакат ЦИК, призывающий всех на выборы. Не слабо. Даже другой ЦИКовский материал – «календарь выборов» - хотя и отличается, тоже вписывается в этот эстетический ряд.

В жилых кварталах центра плакатов вообще очень мало: если и есть, то в основном этот самый «календарь выборов». Или просто традиционное объявление с извещением, что «4 декабря – выборы депутатов Государственной Думы». Стоит перейти Садовое кольцо и двинуться в направлении Тишинской площади, агитация начинает нарастать. И прежде всего, конечно, за «Единую Россию». На некоторых щитах, предназначенных для объявлений разного рода – обычно, бытовых – плакаты правящей партии уже заклеены предложениями услуг.

Кое-где встречается и «голос внесистемной оппозиции», призывающей к бойкоту.

И это, в общем, практически все. Ни тебе «за Яблоко», ни тебе «за «Правое дело». Ничего. Шаром покати.

Коммунистическая партия РФ в своей предвыборной агитации полагается прежде всего на свои партийные газеты, поскольку плакаты нередко срывают по указанию властей. Об этом в беседе с корреспондентом «Росбалта» рассказал пресс-секретарь лидера КПРФ Александр Ющенко.

«Были случаи незаконного снятия наших плакатов, - подчеркнул он. - И были случаи, когда наши плакаты не вывешивались под тем предлогом, что площади, на которые их можно было бы расклеить, уже скуплены другими рекламодателям. Как мы предполагаем, была жесткая команда по недопущению нашей агитации. Поскольку мы видим, что в регионах у нас незаконно изымаются тиражи газет, то неразрешение вывешивать наглядную агитацию в виде плакатов вполне укладывается в эту логику».

В то же время, КПРФ располагает достаточно оперативной системой издания и распространения собственных газет. Как подчеркнул Александр Ющенко, партия стремится доставлять предвыборные газеты бесплатно в почтовые ящики, по возможности, всем избирателям, и эта цель довольно близка к достижению. При этом, в ряде городов тиражи коммунистических газет были конфискованы властями под разными предлогами, сообщил представитель КПРФ. Но это – не в Москве.

«В чем основная проблема, почему вы можете не замечать нашей агитации? Потому что дворники, конечно, «работают по агитации» всех партий, кроме «Единой России», - подчеркнул пресс-секретарь партии «Яблоко» Игорь Яковлев. - Мы их несколько раз ловили за руку. У нас есть такая форма агитации: маленькие листовочки полезные, где на одной стороне наши лозунги, а на другой – место для телефона. Так автомобилисты оставляют свой номер телефона, чтобы им могли позвонить, чтобы они убрали машину. Мы клали такие листовки под автомобильные «дворники». И за нашими активистами шла женщина и все это собирала, не стесняясь. Когда мы ее остановили, она сказала, что ее наняла управа – уничтожать любую агитацию, кроме ЕР».

Всего, по словам Игоря Яковлева, «Яблоко» смогло отпечатать и развесить только 600 билбордов: 200 в Москве, 100 в Санкт-Петербурге и 300 по городам-миллионникам. «Это все, что нам смогли предложить рекламные компании, которые занимаются этими площадями», - отметил Яковлев.

А в целом, предвыборная агитация в столице идет гораздо менее активно, чем в российской провинции. На этот аспект обратил внимание корреспондента «Росбалта» политолог, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев.

Прежде всего, как отметил эксперт, гораздо активнее агитация идет в тех 27 субъектах РФ, где одновременно с депутатами государственной Думы избираются региональные и местные законодатели. В том числе, в Подмосковье.

«Достаточно переехать МКАД и выехать в область – и вы увидите гораздо более активную кампанию: рекламные щиты от разных партий, пикеты, раздачу листовок, -рассказал Кынев. - В Москве всего этого намного меньше. Причина в том, что в Московской области проходят одновременно выборы в областную думу. Вообще, в тех регионах, где идут спаренные выборы, в целом кампания идет гораздо активнее. Люди избирают более близкие к себе органы власти – больше участников, больше игроков, больше интриги».

В Москве, по наблюдению собеседника агентства, кампания с точки зрения традиционной уличной агитации идет довольно вяло. «Мы видим в Москве широкую активность в Интернете – на форумах, - отметил Александр Кынев. - Но агитации в классическом смысле слова – уличной, наглядной – действительно, непривычно мало. Количество партий у нас самое маленькое за все годы выборов. И денег лишних у партий в этой ситуации нет, им не очень помогают.».

Леонид Смирнов