Posted 8 декабря 2011,, 14:03

Published 8 декабря 2011,, 14:03

Modified 1 апреля, 03:39

Updated 1 апреля, 03:39

«Холодной войне» придумали начало

8 декабря 2011, 14:03
Сигналом к настоящей конфронтации с Западом станет отказ России от сотрудничества по «афганскому транзиту» и выход из договора по СНВ. К такому мнению пришли эксперты в ходе заседания Политклуба «Росбалта» в московском пресс-центре агентства.

Настоящим началом «холодной войны» с Западом станет отказ России от сотрудничества по «афганскому транзиту» и выход из договора по СНВ. К такому мнению пришли ведущие российские военные эксперты, собравшиеся на заседание Политклуба «Росбалта» в московском пресс-центре агентства.

Президент России Дмитрий Медведев выступил недавно с беспрецедентно жестким заявлением о мерах реагирования в ответ на развертывание системы ПРО в Европе. Эксперты «Росбалта» полагают, что новой «холодной войны» не будет, но отношения России с Западом, тем не менее, неуклонно движутся в сторону обострения.

Несмотря на принятые Россией меры реагирования в ответ на развертывание ЕврПРО, новой «холодной войны» с НАТО и США не будет, уверен главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. Он, в числе других экспертов, выступил в четверг в московском пресс-центре «Росбалта» на круглом столе, посвященном теме «Будет ли новая «холодная война» между Россией и Западом?».

«Достичь каких-либо кардинальных договоренностей в области ПРО России и НАТО не удастся. Однако это не означает начала новой «холодной войны», - сказал Коротченко. Он пояснил, что это не произойдет хотя бы потому, что в отличие от прошлого, «реализация российского ответа направлена только на ЕвроПРО, но отнюдь не на другие объекты европейской экономической и военной инфраструктуры».

Стоит отметить, что российские и западные политики активно заявляют о способности к компромиссу и декларируют стремление достичь его, правда только тогда, когда им удастся «расслышать» друг друга. Но мысль о невозможности договориться с НАТО высказывает не только Игорь Коротченко. Так, по мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, «договорится с НАТО России не возможно по причине тотального недоверия двух сторон». «Одна только эта причина «перебивает» все остальные», - полагает эксперт, по мнению которого «мучительные поиски точек соприкосновения не дают результата, поскольку их просто не существует, кроме очевидной ерунды вроде борьбы с пиратством». «С пиратством можно и нужно бороться, но для этого не требуется каких-то особых отношений», - поясняет Храмчихин.

А вот в отношении того, что ни России, ни Западу новая холодная война не нужна, так как «для этого ни у кого нет ресурсов», эксперты высказываются почти единодушно.

Нынешняя ситуация напоминает историю второй половины XIX века, утверждает независимый военный эксперт Илья Крамник. Тогда ее тоже можно было назвать «холодной войной», в которой, с одной стороны, участвовала Россия, с другой – Великобритания. Даже набор противоречий был почти одинаковым: Средняя Азия, Афганистан, борьба за торговые пути. И идеологическое противостояние было ничуть не менее жестким, чем в гораздо более поздние времена Советского Союза. Но тогда противостояние закончилось русско-японской и Первой Мировой войнами. Для современной же России, главная опасность заключается в том, что при потере внутренней стабильности, либо неудачном внешнем конфликте, РФ будет вынуждена строить отношения с НАТО на правах младшего партнера.

Однако, заявляет Крамник, «не все так мрачно». «Экономический кризис может оказать определенное влияние на процессы, происходящие внутри НАТО и оказать влияние на отношения России с альянсом», - предположил эксперт. Он пояснил, что «слабые в экономическом отношении европейские государства не смогут присутствовать в альянсе, а более сильные – не захотят, также по экономическим причинам, поддерживать НАТО и своими тающими экономическими ресурсами оплачивать американские внешнеполитические проблемы». Кроме того, по мнению Ильи Крамника, «Россию и Европу связывают довольно прочные экономические отношения, которые могут оказаться даже более прочными, чем отношения внутри НАТО». Эксперт уверен, что отношения с Германией, Францией и Италией всегда будут оставаться более прагматичными, чем с Вашингтоном.

Вместе с тем, Игорь Коротченко предупреждает, что новое «холодное» противостояние может начаться в случае, если Россия прекратит сотрудничество с Западом по «афганскому транзиту» и выйдет из Договора по сокращению наступательных вооружений (СНВ). Напомним, что президент Медведев 23 ноября огласил комплекс мер, которыми Россия ответит на развертывание системы ЕвроПРО. Также он не исключил отказа от политики разоружения, ревизии ранее достигнутых соглашений с США об ограничении вооружений и контроле над ними. Он напомнил американской стороне о праве России выйти из СНВ.

И все же, в современных условиях холодная война не возможна, считает ответственный редактор еженедельника «Независимое военное обозрение» Виктор Литовкин. «Понятие «холодная война» появилось в то время, когда мир был разделен так называемым железным занавесом, - напомнил он. – Сейчас Россия строит рыночные отношения, дети олигархов учатся на Западе, граждане РФ и западных государств имеют возможность контактировать друг с другом, поэтому то, старое понятие холодной войны в современных условиях – не более чем публицистический образ, который не соответствует нынешним реалиям».

Но все же, отметил эксперт, «существует и будет существовать военно-экономическая конкуренция». «Несмотря на различные заявления американских политиков, сильная Россия не нужна США. Поэтому строящийся Западом у российских границ ракетный забор, преследует цели развития западных новых технологий, экономики и, в конечном итоге, доминирования в мире», - уверен Литовкин.

С этой позицией, правда с некоторыми оговорками, согласился и еще один участник дискуссии в «Росбалте» - начальник отдела оборонной политики Российского института стратегических исследований Григорий Тищенко. По его словам, в НАТО давно стали готовиться к тому, что мир переходит в фазу борьбы за ресурсы. И энергетическая безопасность Запада рассматривается в качестве одной из основных составляющих новой стратегии НАТО. «Запад вступил в новую эру борьбы за ресурсы, но возвращается, хотя и на новом уровне, к колониальным войнам», - отметил Тищенко. С этой точки зрения, по мнению эксперта, говорить о «холодной войне» вполне возможно.

В заключении, все эксперты сошлись во мнении, что после будущих президентских выборов в России новый руководитель страны продолжит линию на противостояние с Западом. И НАТО и США опасаются возможности возникновения новой «холодной войны», но объективный ход событий подталкивает к тому, что России придется делать жесткие заявления и идти на конфронтацию, отметили участники круглого стола.

Подготовил Дмитрий Пановкин