Posted 21 декабря 2011,, 12:15

Published 21 декабря 2011,, 12:15

Modified 1 апреля, 03:27

Updated 1 апреля, 03:27

Базовый элемент

21 декабря 2011, 12:15
Вчера на саммите ОДКБ было подписано прорывное соглашение. Отныне размещение чужих военных баз в странах-участницах блока возможно только с согласия всех союзников. Но реальных механизмов его реализации нет. Без политической воли президентов это – декларация о намерениях.

Вчера на саммите ОДКБ было подписано прорывное соглашение. Отныне размещение чужих военных баз в странах-участницах блока возможно только с согласия всех союзников. Но реальных механизмов его реализации нет. Без политической воли президентов это – декларация о намерениях.

Напомним, стран-членов ОДКБ, имеющих на своей территории военные базы не входящих в этот блок стран, сейчас три. Все они расположены в Средней Азии. Это Киргизия (американский Центр транзитных перевозок (ЦТП) в Бишкеке), Узбекистан (в Термезе расположена немецкая авиабаза и воинский контингент), и Таджикистан (там базируются французские истребители F16). Утверждается, что все эти базы задействованы в «антитеррористической операции в Афганистане». Мало того, на территории Таджикистана теперь есть еще одна иностранная база – в Айни, где Индия разместила свои истребители и вертолеты. Обслуживает базу российский технический контингент.

Отныне, в соответствии с новым положением ОДКБ, нельзя будет размещать на своей территории военные базы и любую другую военную инфраструктуру третьих стран без согласования со всеми союзниками. Это главное решение саммита, которое эксперты в один голос называют «прорывом». «События в Жанаозене и на Болотной площади вынуждают к быстрому реагированию», - говорит эксперт московского ПИР-центра Вадим Козюлин.

По идее, теперь относительно этих баз руководства стран должны будут принимать решения, в соответствии с принятыми на себя обязательствами в рамках ОДКБ. Но существование этих баз приносит значительные деньги в бюджет, а нередко и непосредственно в личный карман руководства, как это было с экс-президентом Киргизии Курманбеком Бакиевым. Смогут ли руководители принять соответствующие решения, и с каким противодействием со стороны владельцев этих баз, им придется столкнуться?

Самая крупная инфраструктура из трех упомянутых, похоже, находится в Киргизии. Рядом с международным аэропортом «Манас» расположены казармы, в которых постоянно находится более полутора тысяч солдат НАТО. Кроме них еще несколько тысяч постоянно перемещаемого транзитного контингента: кто-то летит в Афганистан, кто-то обратно. Вдобавок, некоторые источники сообщают о наличии на этой базе технического узла ведения радиоразведки - что, естественно, отрицается официальными представителями США. И вот теперь существование этой инфраструктуры поставлено под угрозу.

Хотя перед выборами президент Киргизии Алмазбек Атамбаев и пообещал, что ЦТП будет существовать только до 2014 года - он оговорился, что после этого срока он будет трансформирован в некий «транспортный хаб». Что это означает на самом деле – пока никто не знает. Тем более, что США не выведут свои войска из Афганистана в 2014 году, о чем уже громко заговорили в Вашингтоне.

«Соглашение об иностранных базах - политическое решение, которое требует принятия странами членами ОДКБ соответствующих регламентирующих документов», - напоминает старший научный сотрудник института востоковедения РАН РФ Александр Князев. - Должны быть определены критерии: что такое "база"? Я думаю, что если присутствуют военнослужащие и военная техника, этот объект должен подпадать под действие вчерашнего соглашения. Без определения критериев и создания механизмов взаимного контроля это решение работать не будет. И должны быть предусмотрены санкции за несоблюдение. Объект можно назвать "центром транзитных перевозок - такой уже есть в Бишкеке, можно назвать "логистическим центром" - о таком применительно к городу Актау вела недавно переговоры с казахстанским руководством госсекретарь США. Суть не меняется».

То есть соглашение, это, по сути, декларация, для выполнения которой потребуются значительные усилия и самое главное – политическая воля руководства стран. Не секрет, что и в Киргизии, и Узбекистане и в Таджикистане имеется так называемое «вашингтонское лобби», выращенное на деньги USAID и других благотворительных организаций. Так что, руководству этих стран, вероятно, следует приготовиться к серьезной информационной и политической атаке.

В частности, Киргизия может заблокировать выполнение условий соглашения. Согласно новой конституции страны, чтобы президент имел право подписать любое международное соглашение, требуется решение правительства. Не будет такого решения – подпись Атамбаева придется отзывать. Либо, если он будет настаивать, вполне может быть инициирована процедура импичмента: формально Атамбаев нарушил закон.

«Такая вероятность существует, - признает Александр Князев. – Атамбаев в данный момент достаточно слабая фигура. А лоббисты интересов США в Киргизии известны. В первую очередь, это Роза Отунбаева, имеющая на Атамбаева немалое влияние. И это большая часть депутатов парламента».

Примерно такая же картина наблюдается в Таджикистане, где руководители многих министерств и ведомств активно защищают «проамериканский курс» президента Рахмона. А Госдепартамент не скупится на «финансовую поддержку».

Хватит ли сил и политической воли у стран Средней Азии выполнить соглашение?

На вчерашнем заседании высшего руководства ОДКБ президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что «евразийская интеграция – это наше будущее, это тот путь, по которому все должны двигаться». Но буквально за две недели до саммита ОДКБ президент Узбекистана Ислам Каримов в обращении к узбекскому парламенту сказал: «К сожалению, сегодня кое-где на бывшем пространстве бывшего Союза, есть определенные силы, которые вынашивают мысли о возрождении в новой форме империи, носившей название СССР. Народ, вкусивший в полной мере воздух свободы, строящий свою судьбу, никогда не вернуть к старой идеологии, к минувшим временам».

Чему верить?

На фоне снятия конгрессом США эмбарго на продажу оружия Узбекистану и частых визитов высшего руководства США в Ташкент эти заявления удивительны вдвойне.

«Ташкент, традиционно рубивший на корню любые инициативы, как-либо ограничивавших геополитические фантазии узбекского лидера, в этот раз, похоже, согласился поддержать мнение большинства, - отмечает Вадим Козюлин. – Это может указывать на перемены в подходах Узбекистана к обеспечению собственной безопасности».

Михаил Александров