Posted 26 декабря 2011,, 07:14

Published 26 декабря 2011,, 07:14

Modified 1 апреля, 03:24

Updated 1 апреля, 03:24

ЦБ РФ перепроверит принадлежащие регионам банки

26 декабря 2011, 07:14

МОСКВА, 26 декабря. Банк России с недавних пор перешел на усиленный режим надзора в отношении банков, подконтрольных региональным властям, пишет сегодня газета «Коммерсант».

"Банк России усилил внимание к банкам с высокой концентрацией собственности, в частности к тем, контроль в которых принадлежит субъектам федерации", - сообщил на прошлой неделе заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Симановский. По его словам, такое решение регулятор принял по результатам анализа проблемных ситуаций в ряде банков, в том числе в Банке Москвы. Усиленный режим надзора за такими банками предполагает, в частности, расширение выборки кредитов для оценки качества их кредитных портфелей по сравнению с обычно используемой выборкой, пояснил Симановский.

"Это, по замыслу Банка России, позволит лучше оценивать потенциальное влияние рисков, связанных с обслуживанием интересов собственников, в том числе рисков, сопряженных со сменой собственников банка или лиц, персонифицирующих собственность, например руководителя региона", - отметил он. В большинстве случаев увеличение глубины и охвата проверки будет использоваться при проведении плановых проверок таких банков. Однако при выявлении повышенных рисков возможны и специальные внеплановые проверки, предупредил Симановский.

Открытых сводных данных о том, сколько банков могут подпадать под усиленный режим надзора, на сайте Центробанка нет. По экспертным оценкам, банков с юридическим контролем субъектов федерации не слишком много. "В результате проводившейся в 2000-х годах приватизации банков доля субъектов федерации и муниципалитетов в них существенно снизилась", - указывает гендиректор "Интерфакс-ЦЭА" Михаил Матовников. Впрочем, оговаривается он, речь идет о сокращении формального контроля: "Если говорить о фактической близости тех или иных банков региональным властям, то "более близкие" банки есть практически в каждом регионе, а значит, есть и сопряженные с этим риски".

Обнародованный регулятором подход может не столько являться следствием ситуации в Банке Москвы, который после смены столичного мэра и последовавшей за этим смены владельцев и руководства самого банка пришлось санировать на рекордную сумму почти в 300 млрд рублей, сколько внедряться в преддверии грядущей возможной смены глав регионов по результатам предстоящих президентских выборов, считает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов.

Как бы там ни было, само по себе усиление надзора за указанной категорией банков не панацея. В ЦБ признают, что для эффективного контроля за ситуацией в банках помимо указанной меры регулятору необходимы дополнительные инструменты: законодательное закрепление прав на установление требований к системе управления банков и на профессиональное суждение регулятора, а также законодательное повышение ответственности руководства и собственников банков. "В конечном счете решения обойти установленную норму принимаются собственниками и менеджментом банка. Эти решения принимаются осознанно и всегда преследуют личную выгоду. За такие решения надо отвечать, и ответственность должна быть серьезной", - резюмировал Симановский.