Posted 3 февраля 2012,, 13:35

Published 3 февраля 2012,, 13:35

Modified 1 апреля, 02:53

Updated 1 апреля, 02:53

В Тегеране все неспокойнее

3 февраля 2012, 13:35
Политическая температура вокруг Ирана неуклонно повышается. Это дает основания утверждать, что кризис будет разрешен в ближайшее время, причем военными средствами. Между тем, далеко не все эксперты в этом так уверены.

Политическая температура вокруг Ирана неуклонно повышается. Это дает наблюдателям основания утверждать, что кризис, связанный с иранской ядерной программой будет разрешен в ближайшее время, причем военными средствами. Между тем, представители экспертного сообщества утверждают, что войны на иранском направлении в обозримой перспективе не будет. Впрочем, осторожно добавляют они, «возможно не будет».

Министр обороны США Леон Панетта уверен, что Израиль нанесет удар по ядерным объектам Ирана ближайшей весной или в начале лета. Об этом он заявил накануне в интервью газете «Вашингтон пост». Однако глава военного ведомства тут же дал понять, что Америка не желает участвовать в бомбардировках иранских ядерных объектов и готова прибегнуть к военной силе только в случае нападения на американские объекты. В Вашингтоне считают, что военный удар сведет на нет другие средства давления на Тегеран, в первую очередь, экономические санкции.

Многие наблюдатели давно предсказывали подобный вариант развития событий. В то же время, эксперты Института стран СНГ в ходе научно-практического семинара «События вокруг Ирана и их влияние на постсоветское пространство», выдвигают обоснованные мнения о том, что вооруженного противостояния на иранском направлении в обозримой перспективе не будет, поскольку «маленькой победоносной войны», на которую, как утверждают наблюдатели, надеется Израиль, не получится. А большой конфликт не принесет ни политических, ни экономических дивидендов вообще никому.

Определить степень иранской ядерной угрозы чрезвычайно трудно. Поэтому и вариантов решения иранской проблемы несколько, - отмечает заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Феликс Станевский. Во-первых, де-факто признать за Ираном статус ядерной державы, который, впрочем, эта страна и так уже «выстрадала». В конечном итоге, ни у кого не возникают вопросы по поводу ядерной программы Израиля. Но такой шаг со стороны Тегерана подтолкнет Саудовскую Аравию, Турцию, ряд других стран к обладанию ядерным оружием, что чревато новым витком гонки ядерных вооружений. То есть, не исключен «принцип домино», об опасности которого, к слову, не раз предупреждал российский МИД.

Во-вторых, можно попытаться ликвидировать ядерную проблему силовыми методами. Можно использовать уже известные югославский, иракский, ливийский сценарии, различные «цветные» революции. Известно, к чему приводят такие «обкатанные» методы. Военные эксперты утверждают, что, как показало развитие военной операции в Ливии, одной только военно-воздушной операции будет недостаточно. А сил и средств для проведения масштабной наземной операции у США и НАТО нет и не предвидится до тех пор, пока войска не будут выведены из Ирака и Афганистана.

Здесь военспецы рассматривают несколько различных сценариев. Так, руководитель научно-аналитического центра по проблемам безопасности, полковник Анатолий Цыганок отмечает три: превентивный кратковременный ракетно-бомбовый удар по ядерным объектам, воздушная операция, и, наконец, воздушно-наземная операция.

«Основным вариантом может быть второй, потому что НАТО планирует проведение воздушной операции с привлечением спецвойск на протяжении ближайших двух лет», - отмечает эксперт. Он допускает, что удар нанесет Израиль, возможно, совместно с США.

Однако первый вице-президент Академии геополитических наук Константин Сивков полагает, что в ближайшее время американские войска не станут атаковать Иран, поскольку «военно-политические акции сложились в полном объеме, а военно-стратегические - не очень». «Отдельная воздушная акция и отдельный авиационный удар не приведут к желаемым результатам. В лучшем случае при таком ударе стоит ждать одного - двух поражений ядерного комплекса. Более масштабные акции - авиационные операции и уничтожение 40-50% ядерных объектов - ограничиваются тем, что американцам понадобится не менее 1500-2000 самолетов. При меньшем количестве операция невозможна. Большой масштаб войны в ближайшие два года невозможен - именно в силу немногочисленности ресурсов», - отмечает эксперт.

Наконец, третьим вариантом решения иранской проблемы могут стать экономические санкции, которые настолько задушат страну, что заставят Иран отказаться от ядерной программы самостоятельно. Между тем, как показывает практика введенные Евросоюзом и все более ужесточающиеся санкции до сих пор не дали ожидаемого результата, кроме все большего столкновения идеологий при параллельных процессах экспансии западных демократий и активизации исламской религии.

В условиях современного мира, как считает заместитель директора Института США и Канады Павел Золотарев, целью Ирана является создание потенциала для развития ядерного оружия. В то время, как цель США – сохранение глобального лидерства, которое возможно при условии экономической мощи. Но сейчас об этом говорить не приходится, поэтому реализовываются планы сохранения гегемонии Америки в мире путем военного превосходства. И при решении иранской проблемы ставка делается на то, чтобы затруднить экономический рост других государств, прежде всего – Китая.

В сложившихся условиях Иран вынужден развивать сотрудничество со странами СНГ, прежде всего с Азербайджаном (при всех имеющихся трениях), а также с Арменией, Грузией. В то же время для стран СНГ и кавказского региона вооруженное столкновение в Иране будет иметь катастрофичные последствия. Это уничтожит статус-кво, сложившийся за последние десятилетия. Азербайджан, возможно, приобретет контроль над Карабахом, но вместе с ним и огромную неконтролируемую волну беженцев, которые, впрочем, устремятся в Россию.

При этом директор Института стран СНГ Константин Затулин уверен, что решение вопроса Нагорного Карабаха станет для Азербайджана определяющим. «Мне не кажется, что Азербайджан остался при своей прежней позиции в отношении Ирана. Тегеран неоднократно предупреждал Азербайджан, что если он будет использоваться как плацдарм для атак, то пострадает первым». Однако, как полагает Затулин, обещание решить Карабахскую проблему в случае правильного для Запада поведения Азербайджана может стать стимулом, чтобы Азербайджан стронулся с этой позиции.

В свою очередь и другим закавказским республикам противостояние не принесет радости. Армения, соответственно, может потерять Карабах, а вместе с этим, ускорится процесс «отдаления» от России и дальнейшая потеря суверенитета. Для Грузии поражение Ирана только закрепит вектор прозападного направления ее политики. При этом ни одно из этих государств не может влиять на решения западных стран в одиночку. А консолидироваться вряд ли получится, из-за наличия собственных противоречий.

Что касается России, то сотрудничество с Ираном является полезным и важным. Например, Тегеран возвел серьезные барьеры на пути афганского наркотрафика и деятельности террористов. Россия имеет свои интересы в регионе, но совершенно ограничена в возможности влиять на ситуацию. Как утверждают эксперты, нет ни одного варианта развития событий вокруг Ирана, который бы «работал» в пользу Москвы.

При этом, сложилось такое положение, при котором Запад не может действовать против Ирана, находясь в рамках международного права. Как отмечают эксперты, логика уменьшает вероятность вооруженного противостояния, но в международных делах формальная логика работает плохо.

Дмитрий Пановкин