Posted 6 февраля 2012,, 15:07

Published 6 февраля 2012,, 15:07

Modified 1 апреля, 02:50

Updated 1 апреля, 02:50

Югославский сценарий в Сирии исключен

6 февраля 2012, 15:07
Россия и Китай борются против того, чтобы резолюцией Совбеза ООН можно было пользоваться как «лицензией» на политическое вмешательство во внутренние дела суверенной страны, полагает востоковед Ирина Звягельская.

Российские дипломаты считают, что если Башар Асад уйдет в отставку, ситуация в Сирии не только не станет легче, но еще более усугубится. Свое мнение о том, как должен решаться конфликт в этой стране и вокруг нее в интервью «Росбалту» высказала доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская.


- Существует мнение, что вооруженное восстание в Сирии не могло бы начаться, если бы его участники не осознавали, что их поддерживают внешние силы. Насколько, на ваш взгляд, верно такое мнение?

- Я согласна с тем утверждением, что те, кто участвует в этом восстании, в любом случае пользуются поддержкой внешних сил. Могло бы оно начаться без этого поддержки извне сказать трудно. Но даже если бы и началось, результаты могли бы быть совсем другими.

- Некоторые наблюдатели высказывают также мнение, что хотя Москва и Пекин не позволяют ООН санкционировать вторжение в Сирию, может повториться югославский сценарий 1999 года, когда США и НАТО все-таки бомбили страну, не сумев заручиться поддержкой резолюции.

- Нет, я полагаю, что такой откровенный военный вариант сейчас исключен. Нынешняя ситуация на Ближнем Востоке, да и в мире все-таки иная, чем тринадцать лет назад. Против чего борются Россия и Китай? А против того, чтобы резолюцией Совбеза ООН не смогли воспользоваться в качестве «лицензии» на политическое вмешательство во внутренние дела суверенной страны. Ведь предварительным условием для мирного решения проблемы ставится «уход» Асада. Против этого выступают Россия и Китай. Мы считаем, что нужен диалог в ходе которого будет решено, уйдет Асад или нет, будет ли создано правительство национального единства, какие могут быть найдены иные варианты. Но никаких предварительных условий быть ни в коем случае не должно.

- Сирийский национальный совет (СНС), объединяющий оппозицию, считает вето России и Китая «лицензией сирийскому режиму осуществлять безнаказанные убийства». Насколько такая позиция может считаться верной?

- С точки зрения СНС, который спит и видит, чтобы получить власть в Сирии, такая позиция может выглядеть логичной. На самом деле, для них самым неприятным является то, что они не смогли заручиться поддержкой внешних сил, чтобы поставить Асаду ультиматум с требованием передачи власти. К сожалению, оппозиция не хочет вступать в политический диалог и это очень плохо. Такая позиция тоже способствует тому, чтобы раскачать ситуацию в стране и вокруг нее.

- В Сирию направились глава МИД РФ Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки России Михаил Фрадков. Что российские официальные лица могут предложить Башару Асаду?

- Россия уже неоднократно предлагала ему поддержку. Последним таким шагом было то, что мы не пропустили резолюцию в СБ ООН. Так что, я думаю, теперь российские представители могут еще раз попытаться убедить Башара Асада в том, что он должен действовать более взвешенно и быть готовым к диалогу с оппозицией. Очевидно, что столь массированное применение военной силы не способствует тому, чтобы на международном уровне он выглядел достаточно респектабельно.

Беседовал Дмитрий Пановкин