Posted 14 февраля 2012,, 12:12

Published 14 февраля 2012,, 12:12

Modified 1 апреля, 02:43

Updated 1 апреля, 02:43

Сначала аренда, затем отчуждение?

14 февраля 2012, 12:12
Перспектива передачи сельхозземель на российском Дальнем Востоке в аренду иностранным государствам вызвала неоднозначную реакцию экспертов, которые называют такое предложение крайним вариантом, содержащим серьезные риски.

Перспектива передачи земель на российском Дальнем Востоке в пользование иностранным государствам вызвала неоднозначную реакцию экспертов. С предложением обсудить возможность привлечения партнеров России по АТЭС к аренде сельскохозяйственных земель выступил теперь уже бывший заместитель министра экономического развития Андрей Слепнев, который с 1 февраля перешел на работу в формируемые наднациональные органы Евразийского экономического сообщества.

В инициативе Слепнева, как сообщалось в СМИ, речь идет о 20 инвестиционных сельскохозяйственных проектах, согласно которым Японии, Вьетнаму, Сингапуру и Таиланду в арендное пользование предоставляются значительные территории (150-200 тысяч га) в Приморском крае, Хабаровском крае и Амурской области.

Хотя конкретные детали этих проектов озвучены не были, такая идея вызвала заметную тревогу у части представителей экспертного сообщества.

«Это предложение несколько неосторожно и выбивается из общей канвы заявлений высшего руководства страны о развитии Дальнего Востока, так как не учитывает все возможные последствия», - заявил «Росбалту» руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Игорь Романов. По его словам, в этом и так не густонаселенном регионе наблюдается постоянный отток населения во многом из-за тяжелых условий жизни и отсутствия достаточного количества рабочих мест.

Возникает вопрос, не приведет ли осуществление такого рода инициатив к еще большему росту внутренней миграции местных жителей.

«Сдача земель в долгосрочную аренду – крайний вариант и содержит серьезные риски отчуждения территорий в будущем», - говорит директора Департамента стратегического анализа аудиторской кампании ФБК Игорь Николаев.

В свою очередь руководитель программы Greenpeace по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин предостерегает, что вовлечение дальневосточных земель, отличительной чертой которых является их заболоченность, в интенсивную хозяйственную деятельность (а если аренда будет производиться зарубежными компаниями, то, скорее всего, хоздеятельность будет именно интенсивной) может привести к утрате их природной ценности. Более того, не стоит забывать про пожарную опасность - например, в Амурской области пожарами может быть «пройдено» до 5-7 тысяч гектаров. Эти пожары не тушатся и не учитываются, так как реальной системы борьбы с ними на этих территориях не существует. Таким образом, в случае сдачи в аренду этих территорий, они будут осушены (а других вариантов фактически не существует), естественно, их пожароопасность только увеличиться и противопожарная система, скорее всего, выстроена так и не будет.

Любое интенсивное сельхозпроизводство необходимо ограничивать, в том числе контролируя использование различных удобрений, в том числе и минеральных и химических. Однако вопрос о том, кто будет осуществлять контроль над сельскохозяйственной деятельностью в случае осуществления этих проектов остается открытым. Отказ от таких мер может привести к серьезному загрязнению и истощению земель после окончания аренды, как это происходит в Еврейской АО, где китайцы арендуют около 500 тысяч га земли и при ее обработке используют большое количество химикатов.

Раз речь зашла о Китае, то кажется несколько странным отсутствие упоминания этой страны в числе возможных арендаторов. По мнению Игоря Николаева, если бы Китай попал в этот перечень, что это вызвало бы у общественности «значительно большее отторжение».

В начале осени 2011 похожее предложение об аренде земли было выдвинуто властями Амурской области правительственной делегации КНДР, которая не является членом АТЭС. Северной Корее предлагались несколько сот тысяч гектаров земли, с первоначальной стоимостью аренды 50 рублей в год за гектар. Здесь необходимо отметить, что предлагаемые льготные условия для иностранных инвесторов несравнимы с той ситуацией, в которой оказываются большинство российских предпринимателей на Дальнем Востоке: процесс получение ими земель в аренду сопряжен с бюрократическими трудностями и занимает много времени. Поэтому, как отмечает, генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл Елена Панфилова, важно, чтобы торги для получения земель в аренду проводились открыто, на конкурсной основе и не нарушая действующего российского законодательства.

Татьяна Кабанова