Posted 19 марта 2012,, 13:28

Published 19 марта 2012,, 13:28

Modified 1 апреля, 02:12

Updated 1 апреля, 02:12

КНДР напугала соседей «Сияющей звездой»

19 марта 2012, 13:28
Планы Пхеньяна вывести на орбиту спутник Земли к юбилею Ким Ир Сена совсем не радуют мировые державы. США, Южная Корея и Япония считают предстоящий запуск скрытым испытанием баллистической ракеты большой дальности.

Северная Корея готовится с размахом отметить величайший государственный праздник – 15 апреля исполняется сто лет со дня рождения основателя КНДР Ким Ир Сена. В связи с этим в настоящее время в стране идет активная подготовка к празднованию. Мероприятия, которым в Пхеньяне придают важное символическое значение, призваны продемонстрировать успехи КНДР в различных областях.

В частности, одним из центральных эпизодов, ярко обозначающим превосходство идей чучхе, должен стать намеченный на середину апреля запуск ракеты, которая выведет на орбиту искусственный спутник Земли «Кванменсон-3» («Сияющая звезда-3»). Официальный Пхеньян уже уведомил международные организации о планируемом запуске космического аппарата.

Напомним, что в течение последних десяти лет КНДР два раза заявляла о своих успехах в области освоения космического пространства. Так, в начале сентября 1998 года северокорейские СМИ распространили информацию о запуске первого искусственного спутника, передававшего «мелодию бессмертных революционных гимнов» на частоте 27 МГц. Второй подобный запуск произошел весной 2009 года.

Справедливости ради стоит отметить, что средства контроля космического пространства других стран не обнаружили никаких следов пребывания на орбите космических аппаратов с заявленными корейцами параметрами. Несмотря на это, мировым державам был все-таки преподнесен неприятный сюрприз: по утверждениям специалистов, пуски составляющих северокорейской орбитальной группировки производились на базе усовершенствованных северокорейскими специалистами баллистических ракет, получивших название «Тэпходон».

Теперь же третью «сияющую звезду» должна, по мнению экспертов, вывести на орбиту баллистическая ракета, представляющая новую версию «Тэпходон-2». По расчетам, первая ее ступень отделится над Желтым морем к западу от Южной Кореи. Вторая - на расстоянии примерно 3 тысячи километров от места пуска в зоне к востоку от Филиппин.

Очередная демонстрация Северной Кореей своих достижений в области ракетостроения совсем не радует мировые державы. США, Южная Корея и Япония считают предстоящий запуск скрытым испытанием баллистической ракеты большой дальности, которые Пхеньяну запрещены резолюцией Совета безопасности ООН.

Власти Южной Кореи не замедлили обвинить своих северных соседей в разработке ядерного носителя. Официальный представитель южнокорейского президента назвал план запуска так называемого «рабочего спутника» наглой провокацией, направленной на создание средства доставки ядерного оружия большой дальности с использованием технологии баллистических ракет.

Несмотря на отсутствие у правительства Японии информации о том, что подготовка к запуску северокорейской ракеты со спутником перешла в практическую стадию, министр обороны Страны восходящего солнца Наоки Танака уже пригрозил сбить северокорейскую ракету, если она будет пролетать над территорией его страны. Танака указал на значительную возможность того, что ракета может пролететь над островами, расположенными между Окинавой и Тайванем и сообщил, что в целях ее уничтожения изучается вопрос об использовании зенитных комплексов «Пэтриот» и кораблей с многоцелевой системой наведения и перехвата «Иджис».

Однако Пхеньян не собирается отменять запуск спутника, официально заявляя, что «околоземное пространство нельзя превратить во владение определенных стран». Отметим, что твердое намерение Северной Кореи непременно осуществить заявленные планы беспокоит заинтересованные государства, поскольку идет вразрез с ее же согласием ввести мораторий на запуски ракет дальнего действия. Такое согласие было получено по результатам переговоров между спецпредставителем США по КНДР Глином Дэвисом и замглавы МИД КНДР Ким Ге Гваном, состоявшихся в конце февраля в Пекине.

Тогда стороны продемонстрировали обоюдное стремление сблизить позиции по вопросу решения ядерной проблемы и, стимулируя официальный Пхеньян, США пообещали предоставить КНДР 240 тысяч тонн продовольствия, с перспективой оказания дополнительной помощи. Кроме того, по сообщениям официальных источников, «США подтвердили, что больше не имеют враждебных намерений в отношении КНДР и готовы предпринять шаги для улучшения двусторонних отношений в духе равенства и взаимного уважения суверенитета» и «дали ясно понять, что санкции против КНДР не нацелены на гражданский сектор, включая повседневную жизнь людей».

Теперь же перспективы достигнутых соглашений, а равно и перспективы снижения напряженности на Корейском полуострове снова поставлены под угрозу. Официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд подтвердила, что в случае запуска спутника США откажутся от ранее достигнутых договоренностей о предоставлении Северной Корее продовольственной помощи.

Несмотря на то, что ранее США официально не связывали поддержку КНДР продуктами питания с договоренностями по ядерным и ракетным программам Пхеньяна, в Вашингтоне все-таки сочли планы КНДР нарушением взятых на себя обязательств. При этом, разговоры об отказе от ядерных испытаний и введении моратория в обмен на помощь велись еще двенадцать лет назад, когда в 2000 году госсекретарь США Мадлен Олбрайт приезжала в Пхеньян и встречалась с северокорейским лидером Ким Чен Иром после первых северокорейских ракетных пусков.

Напомним, что 12 декабря 2002 года Пхеньян объявил о возобновлении ядерной программы в ответ на отказ США от помощи КНДР в создании АЭС. 10 января 2003 года страна объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия, а 9 октября 2006 года провела успешное испытание атомной бомбы. Начавшиеся в 2004 году шестисторонние переговоры с участием КНДР, КНР, США, России, Южной Кореи и Японии в 2009 году были прерваны после выступления Совета Безопасности ООН с критикой запуска корейцами очередной баллистической ракеты.

Вместе с тем, КНДР готова пригласить иностранных наблюдателей и даже журналистов на запуск спутника. По информации северокорейского агентства ЦТАК, «комитет по космическим технологиям пригласит иностранных экспертов, хорошо разбирающихся в данной тематике, а также журналистов, на запланированный на следующий месяц запуск спутника».

Однако все это не снижает озабоченностей планами Пхеньяна. В комментарии МИД РФ по этому поводу говорится, что Россия «никогда не отрицала суверенного права КНДР на мирное освоение космического пространства». Однако, напомнили в МИД, «резолюция Совета Безопасности ООН 1874 требует от Пхеньяна отказаться от всех пусков с использованием технологии баллистических ракет, независимо от того, идет ли речь о ракетах военного назначения или гражданских ракетах-носителях».

В Москве призвали Пхеньян «не противопоставлять себя международному сообществу, воздержаться от действий, обостряющих обстановку в регионе и создающих дополнительные осложнения для перезапуска шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова».

На этом фоне на следующей неделе в Сеуле должен состояться международный саммит по ядерной безопасности. Очевидно, что центральной его темой станет перспектива возобновления шестистороннего переговорного процесса и политико-дипломатическое урегулирование существующих проблем на Корейском полуострове и связанные с этим вопросы постепенной отмены санкционных ограничений, введенных в отношении КНДР Советом Безопасности ООН, включая право на мирные ракетные пуски.

Однако планы запуска спутника в честь столетия генералиссимуса Ким Ир Сена разрабатывались еще при прежнем руководстве КНДР. Шансы на то, что новые власти Северной Кореи смогут от них отказаться даже для того, чтобы возобновить шестисторонние переговоры, весьма малы.

Дмитрий Пановкин