Posted 28 апреля 2012,, 10:00

Published 28 апреля 2012,, 10:00

Modified 1 апреля, 01:34

Updated 1 апреля, 01:34

«Мы не хотим, чтобы нас кто-то кормил»

28 апреля 2012, 10:00
О жизни в столице Дагестана, отношении махачкалинцев к лозунгу «Хватит кормить Кавказ» и о том, почему жители южной республики не видят себя вне России, рассказал начальник Управления культуры Махачкалы Фарид Абалаев.

Столица Дагестана Махачкала многими жителями России воспринимается не иначе как «прифронтовой» город. Сводки новостей оттуда пестрят сообщениями о взрывах, терактах и жертвах. Между тем в городе, названном в честь революционера Махача Дахдаева, течет своя мирная, самобытная жизнь. О культуре современной столицы Дагестана, отношении махачкалинцев к лозунгу «Хватит кормить Кавказ» и о том, почему жители южной республики не видят себя вне России, корреспонденту «Росбалта» рассказал начальник Управления культуры Махачкалы Фарид Абалаев.


— Фарид Велиханович, на днях в Петербурге в здании Русского географического общества открылась выставка "Народы России. Дагестан в фотографиях 19-го - начала 20-го века", которую курирует управление по культуре администрации Махачкалы. Что за фотографии там представлены? Откуда в Дагестане конца 19-го - начала 20-го веков фотографии?

— Проект вынашивался уже давно. Прошлым летом я приехал в Петербург в командировку с тем, чтобы бы посмотреть какие культурные проекты были бы интересны и нам в Махачкале, и нашим коллегам из Культурной столицы. Мы заключили договоры с городским комитетом по культуре, с Домом национальностей, с Петроконцертом и Русским географическим обществом. Например, в рамках одного из этих договоров в прошлом году в Петербурге прошла выставка детских рисунков "Моя Махачкала".

Цель выставки была проста. Все дети рисуют одно и тоже. Может быть, когда люди увидят на стенах выставочного зала рисунки наших детей, они поймут, что где-то там живут такие же дети, как и их собственные. И, может быть, мы слишком большие требования предъявляем друг другу. Вместо того, чтобы искать какие-то компромиссы. Понятно, что жизнь не бывает без эксцессов. Но мы не на них должны ориентироваться, когда мы формируем отношение к целому народу.

Везти в Петербург работы каких-то специально отобранных детей не имеет смысла. Поэтому в Махачкале мы прямо на улице провели конкурс на лучший детский рисунок. И уже из этих работ выбрали 60 лучших. Это проект удался. В ноябре нас пригласили на всероссийскую выставку в петербургском Доме национальностей. Сейчас она с успехом проходит в Дагестане. Теперь есть идея привезти уже в Махачкалу рисунки детей из Санкт-Петербурга.

- А что сейчас рисуют дагестанские дети?

- Да то же самое, что и любые другие дети! Шары воздушные, папу, маму, море, солнце... Это набор, который вечен. Что может нарисовать счастливый ребенок? А ведь, как бы нам ни было трудно, мы стараемся окружить наших детей заботой и счастьем. Даже в самых тяжелых ситуациях.

- Когда собираетесь провести ответную выставку рисунков питерских детей в Дагестане?

- Сейчас только будем обсуждать сроки. Но я считаю, что такая обратная связь обязательно должна быть. Вот петербуржцы увидели рисунки махачкалинских детей и что-то о них узнали. Так же и махачкалинцы должны узнать больше о петербуржцах.

- Как родилась идея выставки в РГО?

- Когда подписывали договор с Русским географическим обществом, то выяснили, что есть много неопубликованных материалов о Дагестане. В частности привезенные экспедициями А.К.Сержпутовского и Н. Буша. Есть много очень интересных материалов в музее истории нашего города. Ведь тогда, в конце 19-го - начале 20-го веков, шло освоение новых земель. Может быть сейчас переосмысление событий того времени, позволит нам разобраться с какими-то нынешними проблемами. Очень интересно увидеть Дагестан глазами русских исследователей и этнографов того времени. Как они относились к Дагестану? Как они его воспринимали? Что это было для них - туземный остров или овеянная романтикой земля?

Эта идея нас сразу же заинтересовала. Еще прошлой осенью договорились, что выставка пройдет в апреле. Часть экспозиции взяли из музея истории Махачкалы, часть ее была предоставлена музеем истории города Тбилиси. Кроме того, сильно помогло Русское географическое общество. Из всех этих фотографий и была сформирована экспозиция.

Рассматривать их очень интересно. Я для себя почерпнул, с какой беспредельной осторожностью ученый тогда вскрывали пласты взаимоотношений в Дагестане. В этом, наверное, всегда и была мощь России, что русская интеллигенция обладала способностью, делать друзьями еще вчерашних врагов. И если мы сегодня об этом вспомним, то России удастся избежать многих ошибок. Ни для кого не секрет, что Советский Союз развалился именно из-за национального вопроса. А сейчас его раскачивают те, кто хочет развала России. Посмотрите на, прошедшие в марте, президентские выборы. Кроме Путина ни один из кандидатов не рискнул поднять этот вопрос.

- Жириновский пытался...

- Ну он очень уж по-своему его пытался поднять. Я этого человека обсуждать не хочу. каждый в этой жизни как может устраивается. Владимир Вольфович устроился вот так.

- Культура Дагестана сейчас очень сильно, как мне кажется, связана с межнациональными отношениями. Это исторически так сложилось или тенденция последнего времени?

- Стоит учесть, что в Дагестане проживает более 30 народов...

- У каждого народа своя культура или в чем-то они пересекаются?

- В чем-то, конечно, пересекаются, но есть и характерные отличия. В Дагестане вообще очень интересная модель межнациональных отношений, сложившаяся веками. Там всегда уживалось очень много разных социальных моделей. Были ханства. Были вольные общества - в определенной степени это прототип демократии. Много еще различных моделей было. Но при этом крупных междоусобных войн в истории не встречалось. Когда приходил враг, все эти совершенно разные социальные структуры объединялись и выставляли одну армию. Что-то вроде сегодняшнего Европейского союза. Со сноской на те времена, конечно.

Серьезно национальный вопрос начал раскачиваться только в 90-е годы 20-го века. И то, нашлись трезвые головы, которым народ доверяет. Это политики разные. Например, мэр нашего города Саид Амиров, который руководит Махачкалой с 1998 года. Благодаря его усилиям во многом и были приглушены все эти радикальные взгляды. Слава богу, людей, которые думали так же как он, нашлось достаточно.

Сегодня есть данность - Россия когда-то аннексировала Кавказ. Солженицин в свое время сказал: "Если кто-то в Советском Союзе имеет право на отделение, то это Северный Кавказ, потому что его аннексия не вызывает сомнений". Но уж так получилось, что за время прожитое в составе России и СССР мы стали идентифицировать себя, как россияне. И, мне кажется, что основная часть населения Дагестана не видит развития нашей республики вне состава Российской Федерации. Конечно, нас задевает, что мы "свои среди чужих - чужие среди своих". Задевает, что определенные политические силы, появившиеся в последнее время, вбросили в общество лозунг "Хватит кормить Кавказ".

- В Дагестане как к этим словам относятся?

- Ну, мы же понимаем, что, если человек больной, то к нему нужно относиться снисходительно. Не весь же русский народ так считает. Лишь не лучшая его часть. А тем, кто так считает, советую получше изучить экономику страны. Обратить внимание, например, на Курганскую область, другие дотационные регионы. Махачкала, кстати, дотаций не получает. Город полностью существует за свой счет, за счет налогов, выплачиваемых его жителями.

В целом Дагестан, к сожалению, тоже получает дотации из федерального бюджета. Но нельзя забывать, что когда шла война в Чечне, через которую шла железная дорога, у нас полностью было остановлено промышленное производство. И федеральный центр не торопится пока ее восстанавливать. Сейчас у нас в Дагестане новый молодой президент, который пытается решать эти вопросы, поднять "социалку". Мы, ведь, и не хотим, чтобы нас кто-то кормил. Нам не рыба нужна, а удочка. Мы хотим развиваться экономически, как регион России.

- Не так давно на федеральном уровне было предложено создать на Кавказе туристический кластер. Дагестану и Махачкале там тоже уделено внимание. Что может город этому туристическому кластеру предложить, например, в сфере культуры?

- Махачкала сейчас - центр сразу нескольких культурных событий. Двух международных фестивалей: "Горцы", который проводит министерство культуры республики Дагестан, и Международного фестиваля стран Прикаспийского региона. Кроме того, в этом году в рамках празднования 155-летия Махачкалы мы планируем провести фестиваль столиц Северо-Кавказского федерального округа. Культурная жизнь Махачкалы вообще достаточно богатая и насыщенная.

Но, если говорить с точки зрения туризма, то привлечь мы можем прежде всего уникальными природными условиями - теплым морем, песчаными пляжами. А буквально в часе-двух езды от Махачкалы - горы и вечные снега. Если правильно это все разработают, то эффект будет обязательно. Я помню, как в 80-е годы город увеличивался в два раза за счет туристов, которые приезжали со всего Союза. При относительно небольших ценах у нас были весьма хорошие условия.

- А сейчас туризм в Махачкале существует?

- А о каком туризме сейчас можно говорить? К примеру, мы на днях открывали в Петербурге выставку. Я считаю, что выставку этапную. Представлены уникальные фотографии. Есть даже те, которые экспонируются впервые. Но представителей СМИ почти не было... А вот стрельнет какой-то отморозок из Дагестана в кого-то, то во всех СМИ это обязательно появится. Мы уже к этому даже привыкли. Все существует по закону рынка. Понятно, что газете, чтобы ее купили и прочитали, нужно написать: "Взрыв унес столько-то жизней". А когда происходит что-то хорошее, то очень сложно достучаться, чтобы об этом написали или рассказали. Это очень большая проблема. К нам на наши фестивали и акции приезжает очень много известных людей. Так вот, когда они попадают в Махачкалу, особенно в первый раз, то удивляются. Говорят: "Мы думали, что здесь линия фронта проходит". Но ведь там абсолютно нормальные люди живут.

Мы понимаем, что пока Россия является крупным игроком на мировом политическом и экономическом рынках, то различные силы будут ее расшатывать. И больше всего будут давить на национальный вопрос. Конечно, и в Дагестане есть определенный люди, которые работают в деструктивном направлении. Но мы и сами с этим боремся. Не отделяться надо сейчас, а наоборот дать возможность всем в полной мере ощутить себя в одной семье. В Дагестане люди тоже обращают внимание на то, как к ним относятся в России. Они тоже должны почувствовать заботу страны о себе. Чем был хорошо советский строй? Даже любой молодой человек мог найти себе применение в жизни. И как-то развиваться. У него был план жизненный.

В Махачкале, как и во всей России, раньше была рабочая интеллигенция. Работали крупные заводы. Существовала система адаптации сельского населения к городской жизни, продуманная молодежная политика, сейчас этого только возрождается. Человек не хочет ждать, тем более молодой, он хочет развиваться. А если еще в силу каких-то определенных моментов он не может уехать из республики...

- А почему не может уехать? Вот вы, например, когда-то учились и жили в Ленинграде-Петербурге?

- Когда я приехал в 1986 году никаких предубеждений не было. Сегодня, несмотря на ЕГЭ, с большой неохотой берут наших ребят. Это одна проблема. Кроме того, раньше, когда человек куда-то приезжал, ему давали работу, жилье, он честно работал, со временем получал прописку. А теперь этого нет. Соответственно куда он поедет? Для чего?

- Возвращаясь к вопросу о культуре: вы же закончили театральный институт, а как в Махачкале обстоит дело с театральной жизнью?

- У нас весьма насыщенная театральная жизнь. У нас есть театры с очень большой театральной традицией. Русский драматический театр, Кумыкский музыкальный театр, Лакский драматический театр, Театр оперы и балета и так далее. Предложений для зрителя много. Насколько они востребованы - это другой вопрос. Но он стоит даже перед петербургскими театрами. Я не думаю, что кроме "брендовых" театров, например, Мариинского или БДТ, кто-то еще имеет здесь аншлаги каждый день. Это уже вопрос общей культуры. Если раньше считалось, что "круто" пойти в театр, то теперь считается, что "круто" пойти в ресторан. Сейчас почти ежегодно дагестанские коллективы выезжают на лучшие фестивали Европы. В последнее время там вообще появился очень большой интерес к фольклору. Наверное, вопрос идентификации и поиска корней присущ наиболее социально и экономически развитым регионам мира.