Posted 15 мая 2012,, 13:41

Published 15 мая 2012,, 13:41

Modified 1 апреля, 01:20

Updated 1 апреля, 01:20

Запад ностальгирует по «красной угрозе»

15 мая 2012, 13:41
Предстоящий в Чикаго саммит НАТО наглядно продемонстрирует, что, несмотря на произошедшие в мире исторические изменения, планы, цели и задачи альянса в отношении России остаются прежними, утверждают эксперты.

Президент США Барак Обама не примет участия в запланированной на 2-9 сентября встрече на высшем уровне форума АТЭС во Владивостоке, сообщили официальные лица в американском Белом доме. При этом в Вашингтоне и в Москве заявили, что не связывают это решение с решением российского президента Владимира Путина не присутствовать на саммите «большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде.

О намерении американского президента «было известно заблаговременно». Между тем, озвученное после известного решения главы российского государства, внешне, оно все равно выглядит как определенный демарш и «симметричный ответ» Кремлю, тем более, в преддверии намеченного на 20–21 мая в Чикаго саммита НАТО, относительно российского участия в котором еще несколько месяцев назад строились различные предположения и высказывались полярные мнения.

Наконец, в Кремле однозначно дали понять, что встречу Совета Россия-НАТО на высшем уровне в рамках натовского саммита Москва устраивать не готова, поскольку до сих пор отсутствует компромисс относительно строительства европейской системы противоракетной обороны. При этом положительная перспектива взаимодействия с альянсом не отрицается.

Однако вопросы расширения партнерства России и НАТО, так и остаются весьма иллюзорными и умозрительными, хотя «партнеры» в Москве, и в Брюсселе, и в Вашингтоне пытаются убедить друг друга в несомненной пользе, которую приносит «взаимовыгодное» сотрудничество.

Мифы, придуманные в Вашингтоне, за последние двадцать лет настолько вошли в сознание многих россиян, что воспринимаются уже совершенно спокойно, отмечали в ходе состоявшейся сегодня в Москве научно-практической конференции «НАТО: мифы и реальность», российские и зарубежные политологи.

Как считает, в частности, генеральный директор Центра Политической конъюнктуры России Сергей Михеев, «от сотрудничества России и НАТО «плюсов» не наблюдается. После вторжения альянса в Афганистан, во много раз возрос поток наркотрафика. Не улучшилась ситуация и с международным терроризмом. Одновременно НАТО, в своих попытках расширяться на восток, в отношениях с РФ сохраняет логику холодной войны».

По словам же американского исследователя, президента нью-йоркского Института исследований демократии Альфреда Росса, «НАТО стремиться на восток постоянно и государствам, которые сопротивляются этому, грозит нестабильность».

«Сейчас главная проблема Североатлантического альянса заключается в том, что исчез громадный противник, которым был некогда Советский Союз и Варшавский договор, - утверждает еще один эксперт – депутат Европарламента (Италия) Пино Арлакки. - Теперь, чтобы оправдать свое существования, альянс пытается изобрести «маленьких» противников».

«Но НАТО – тот ли это инструмент, который нужно использовать для борьбы с терроризмом, наркотрафиком, киберугрозами?», - задается вопросом Арлакки. «Для этих целей необходимо использовать полицию и специальные службы, а не самолеты, танки и подводные лодки», - считает он. При этом, по словам эксперта, в Европе уже давно начали задумываться над тем, насколько целесообразно тратить деньги налогоплательщиков для поддержания громоздкой структуры, каковой является альянс, чтобы бороться с непонятной «внешней угрозой».

Тем не менее, очевидно, что НАТО – американская структура, следовательно, расхождения между членами НАТО и Россией по некоторым фундаментальным вопросам безопасности будут сохраняться. Примечательно, что после того как Североатлантический альянс пригласил РФ принять участие в конференции по Афганистану в рамках саммита альянса в Чикаго, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров поинтересовался, означает ли это, что и после Чикаго российские представители будут на регулярной основе участвовать во встречах по Афганистану в Брюсселе. «Оказалось, что нет, это приглашение одноразовое», - сказал министр.

Предстоящая конференция в Чикаго, также как и предварившая ее в начале мая в Москве Международная конференция по проблемам противоракетной обороны, вряд ли сблизит позиции Москвы и Брюсселя по ЕвроПРО. Большинство экспертов, с которыми удалось побеседовать корреспонденту «Росбалта», единодушно замечают, что каждая из сторон останется при своем мнении. По крайней мере, дело не сдвинется с мертвой точки до выборов нового президента США.

Дмитрий Пановкин