Posted 31 июля 2012,, 16:25

Published 31 июля 2012,, 16:25

Modified 1 апреля, 00:09

Updated 1 апреля, 00:09

"Стратегия-31" состарилась?

31 июля 2012, 16:25
Акция "Стратегии-31", которая прошла на площади перед Гостиным двором, может стать "лебединой песней" для одного из крупнейших проектов оппозиции. Желающих выразить свой протест против власти, проведя после этого вечер, а то и ночь в полиции, все меньше.

Акция "Стратегии-31" в Петербурге, которая прошла сегодня на площади перед Гостиным двором, может стать "лебединой песней" для одного из крупнейших проектов оппозиции. По крайней мере, в Петербурге. Желающих выразить свой протест против власти, проведя после этого вечер, а то и ночь в отделении полиции, все меньше и меньше. А к протестующим, кажется, с иронией стали относиться не только, завсегдатаи таких акций, журналисты, но даже сотрудники полиции.

Несмотря на то, что акция оппозиции была запланирована, как обычно, на 18:00, уже за два часа до этого центр города поражал воображение иностранных туристов массой полицейских машин и самих правоохранителей. На Дворцовой площади, например, корреспондент "Росбалта" обнаружил грузовик и автобус с ОМОНом, а также микроавтобус с сотрудниками ППС. Ближе к Гостиному двору представительство органов охраны правопорядка было уже и вовсе запредельным: по бокам - на Думской и Садовой улицах - располагались многочисленные грузовики и микроавтобусы с ОМОНом, а на дороге перед входом в метро были припаркованы несколько автобусов, куда обычно "упаковывают" задержанных на акциях "Стратегии-31".

Сама акция началась за несколько минут до 18:00, когда на площади перед Гостинкой уселся мужчина с седой бородой - "ветеран" таких акций. Вокруг него были разложены плакаты, которые он, периодически меняя, держал в руках. Прочитать, что там написано, можно было с трудом, хотя было ясно, что лозунги с плакатов адресовались российской власти. Содержание плакатов, впрочем, мало кого интересовало. Журналисты, оттеснив зевак, плотным кольцом окружили протестующего и принялись снимать и фотографировать его во всех ракурсов. Бородач оказался этим явно доволен.

Периодически кто-то из пробившихся сквозь толпу репортеров задавал активисту вопросы, причем не всегда лояльные, на что мужчина, назвавший себя "гайдоровцем" и "чубайсовцем", весьма резко отвечал, что "у России нет никакого третьего пути", а развиваться стране стоит только по западному типу.

В полемику попыталась вступить некая дама, посоветовавшая протестующему отправляться на Запад, "раз его тут не устраивает". "Все, кто хотел, уже давно уехали", - резюмировала она, после чего, не дослушав ответ, постаралась побыстрее раствориться в толпе.

Полицейские на эпатажного мужичка долгое время вообще никак не реагировали. Лишь спустя 20 минут один из правоохранителей, вооружившись мегафоном, призвал журналистов и зевак отчистить площадь, и не мешать проходу граждан в метро. Эти слова словно послужили сигналом для нескольких радикальных протестующих. В центр площади вышла молодая девушка, державшая в руках плакат, на котором было написано: "Я положила на ваши штрафы".

"Нельзя править так, как будто после них ничего не будет", - сквозь толпу, моментально взявших ее в кольцо репортеров, разносились по площади слова активистки.

Позади нее на землю, сцепив руки, плюхнулись еще несколько молодых людей. Один из них принялся рассказывать журналистам про право собираться и проводить митинги, которое есть у граждан. Полицейские, видимо, посчитав иначе, под щелчки фотоаппаратов и скандирование активистами фразы "они не ведают, что творят", скрутили молодых людей. Пятерых парней и двух девушек запихнули в автобус, томившийся в ожидании "жертв" более двух часов.

После этого, едва вспыхнувший на площади накал страстей, снова спал. Не смогла поднять его даже подошедшая к Гостинке лидер ОГФ в Петербурге Ольга Курносова. Надежды журналистов на то, что известная оппозиционерка оживит акцию, не оправдались. Получив свою долю внимания, Курносова принялась общаться с активистами.

Периодически репортеры отвлекались на стоящую поодаль бабушку-оппозиционерку, знакомую многим журналистам по различным акциям. Например, она присутствовала нынешней весной на Исаакиевской пощади. В руках пенсионерка держала два плаката. Один — в поддержку Pussy Riot, где сравнивается грозящий девушкам срок с семилетним сроком за убийство. На втором изображалась цитата Федора Достоевского "Привыкаем к ужасному...".

Впрочем, ни она, ни мужчина с седой бородой не вызывали большого интереса ни у журналистов, потихоньку покидавших площадь, ни у полицейских, один из которых, услышав разговор журналистов "Росбалта" о том, почему не задерживают седого оппозиционера, лишь усмехнулся, заметив, что у того "первая группа инвалидности".

Про "лебединую песню" в начале репортажа автор этих строк вспомнил не зря. По старому поверью, лебеди поют перед смертью, а именно исполнения песен активистами не хватало на площади перед Гостиным двором для демонстрации того, что акция доживает свои последние дни. Вялость и малочисленность оппозиционных и гражданских активистов свидетельствуют о том, что к этой форме протеста большинство из них уже потеряло интерес. В строю остаются лишь самые "отмороженные". Впрочем, это не значит, что оппозиционные настроения в Петербурге утихли. Возможно, протестующие просто ищут новые формы для самовыражения.

Видео акции смотрите здесь.