Posted 1 августа 2012,, 12:42

Published 1 августа 2012,, 12:42

Modified 1 апреля, 00:09

Updated 1 апреля, 00:09

Кошмар ночной Невы

1 августа 2012, 12:42
Халатность, алчность и полное отсутствие контроля едва не стали причиной гибели в Неве 15 человек. Нам, видимо, мало «Булгарии» и трагедии на Москве-реке. Специалисты однозначны: речной прогулочный кораблик не должен был находиться в этом месте и в это время.

Халатность, алчность и отсутствие какого бы то ни было контроля едва не стали причиной гибели в Неве 15 человек. Нам, видимо, мало «Булгарии» и трагедии на Москве-реке.

Еще до выводов следствия ясно: именно эти факторы — беспечность, жажда наживы и практически полная безнадзорность - являются решающими в причинах ЧП на Неве в ночь на 1 августа. Специалисты однозначно уверяют: речного прогулочного кораблика не должно быть в этом месте и в это время. Категорически не должно. И при этом разводят руками: следить за тем, как шныряют по невской акватории речные прогулочные кораблики, попросту некому. Формально кое-какой надзор за ними осуществляют сразу несколько ведомств — от Российского речного регистра до нескольких профильных комитетов Смольного. Но у семи нянек, как водится, каждый делает, что хочет.

«Никто их не проверяет, катаются как им выгодно, - машет рукой заместитель руководителя ГБУ "Волго-Балт" Александр Алексеев, мрачно посматривая на то, как специалисты пытаются поднять затонувший кораблик «Росси». По словам Алексеева, "Волго-Балт" регулирует и отвечает за движение по акватории Невы крупногабаритных судов. А за «мелочь», шныряющую по акватории в поисках клиентов, толком не отвечает никто.

«Нева — федеральная водная магистраль, поэтому теоретически даже губернатор Петербурга Георгий Полтавченко не может ничего придумать, чтобы как-то отрегулировать движение прогулочных корабликов, - рассказал «Росбалту» источник, попросивший не называть его имя. - Именно поэтому, возможно, первый представитель власти появился на месте ЧП на Неве спустя часов 5 после происшествия, первые часы здесь работали только силовики. То есть попросту не могли дозвониться и выяснить, кто за что отвечает и кого «вызванивать».

Примерно к 10:00, то есть спустя 7 часов после происшествия, на месте уже работал плавучий кран, затонувший «Росси» был наполовину вытащен из воды. Спасатели МЧС с помощью двух мотопомп откачивали воду, чтобы тросы не порвались под тяжестью судна. Когда его удалось поднять более чем наполовину, стала отчетливо видна пробоина в корме размером не менее двух метров. В пассажирской части кораблика оказались разбитыми все стекла, смята мебель.

«Посмотрите, какая у него низкая посадка — теоретически человек, сидящий на нижней палубе, может дотянуться рукой до воды, - рассказывает представитель ГУ МЧС. - Поэтому его не то что в Неву — в спокойную Мойку выпускать опасно. А с такой пробоиной судно может затонуть за считанные минуты».

То, что черная ночная Нева не проглотила людей, — чудо. Это признают и сами спасатели, которые прибыли на место происшествия спустя несколько минут. Сильное невское течение, ночь, холодная вода, паника могли бы привести к страшной трагедии. К тому же достоверно неизвестно, были ли на кораблике спасательные жилеты и как вел себя экипаж. Хотя что могли сделать два человека в такой ситуации — непонятно. Кроме того, что как минимум не должны были заходить туда, куда не положено.

Спасатели рассказывают, что на помощь тонущим поспешили другие прогулочные суда, люди прыгали с набережной в Неву. Однако, как говорят очевидцы, был как минимум один кораблик, который прошел мимо. Так это или нет, сейчас выясняют следователи — всем памятна трагедия «Булгарии» и действия капитана одного из судов, нарушившего все морские заповеди и не поспешившего на помощь утопающим.

Сухогруз "Келарви", судовладельцем которого является петербургское ЗАО "Онегошип", практически не пострадал. Как рассказал корреспонденту "Росбалта" директор этого предприятия Антон Антонов, в причинах ночной аварии на Неве должно будет разобраться следствие, оно же выявит и виновника. Однако специалист не преминул заметить, что, по статистике, виновными оказываются небольшие прогулочные кораблики и катера, которые выходят на судовой ход и мешают судоходству. По словам Антонова, в настоящее время "Келарви" приостановил движение и находится на приколе в районе Вантового моста.

За моментом подъема судна наблюдали чиновники комитета по природопользованию и хозяин компании «Альбатрос», которой принадлежит утонувший «Росси». Специалисты комитета изучали вероятность разлива нефтепродуктов из машинного отделения и на всякий случай даже подогнали специальные суда — нефтесборщики. Руководитель «Альбатроса» от каких бы то ни было комментариев уклонялся и даже не сходил на берег с плавучего крана.

Сам капитан прогулочного судна дает показания. По словам капитана, «Росси» при проведении экскурсии по осмотру разведенных мостов зашло в зону прохождения грузовых судов "Волга-Балт", капитан не заметил сухогруза и в итоге увернуться от махины ему не удалось. По данному факту следственными органами Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по факту "невыполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей".

Между тем ЧП на Неве, едва не ставшее трагедией, - не первое и, увы, не последнее. Так, в 2009-м у Дворцовой набережной катер протаранил туристический теплоход, который стоял у причала, а в 2011 году в опору Дворцового моста врезался теплоход "Москва-55", на борту которого было 34 человека. Всего за прошлогоднюю навигацию зафиксировано шесть случаев столкновений теплоходов и маломерных судов с опорами мостов, причалами и друг с другом.

Однако, как уже неоднократно писал «Росбалт», в нынешней ситуации сомнительные предложения покататься под разведенными мостами перед носом у проходящих по Неве титанов будут, покуда существует спрос и не существует ответственности.

"Даже за короткий сезон можно вполне обеспечить себе нормальное существование от навигации до навигации. Взять судно в аренду или даже купить, а потом обеспечить техобслуживание тоже можно, особо не заморачиваясь. Самое главное — это знать хлебные места на реках и каналах и суметь туда втиснуться, - рассказывал «Росбалту» свою систему работы один из «катальщиков» по имени Андрей. - По большому счету, это как частнику караулить пассажиров где-нибудь у аэропорта или вокзала. Дело в том, что все лучшие места давным-давно уже взяты в аренду (кстати, именно здесь, а отнюдь не на воде, и существует самая жесткая, иногда в стиле "лихих 90-х") конкуренция. Вот и приходится себя иногда вести как "абрек-джигит-такси" на дороге, буквально подрезая конкурентов в поисках клиента".

Профессионалы рынка согласны с тем, что система контроля над судоходством не только в Петербурге, а в целом в России слишком громоздка и неэффективна. Между тем единого мнения о том, как реорганизовать этот потенциально выгодный и вместе с тем опасный бизнес, нет.

Северная Венеция в сезон превращается в некое подобие болота, в котором, как головастики, кишат суда и суденышки. Промоутеры за руку хватают ошалевших туристов и едва ли не силой затаскивают на кораблики, обещая в "одном флаконе" и покататься, и экскурсию послушать, и поесть-попить. И из Невы выплыть, если повезет.

Марина Бойцова

Видео смотрите здесь.