Posted 3 августа 2012,, 14:21

Published 3 августа 2012,, 14:21

Modified 1 апреля, 00:06

Updated 1 апреля, 00:06

Тагильская фронда

3 августа 2012, 14:21
Журналист "Росбалта" побывал на родине нового полпреда президента в Уральском федеральном округе Игоря Холманских и выяснил, что на самом деле московским "несогласным" вряд ли стоит бояться гнева среднеуральских рабочих.

Нижний Тагил, до недавнего времени известный в основном благодаря не очень корректным шуткам в адрес местных жителей, в последние пару лет стал все больше заметен из-за «гражданской активности» населения. То тагильчане самостоятельно борются с наркомафией, то собственноручно ремонтируют дороги, то обещают приехать в Москву, чтобы разобраться с адептами Болотной площади. Корреспондент "Росбалта" побывал в городке на берегу реки Тагил и выяснил, что на самом деле инициатив не так уж много, а московским "несогласным" вряд ли стоит бояться гнева среднеуральских рабочих.

Опора режима

На перманентно ремонтируемом тагильском железнодорожном вокзале в ларьке с местными сувенирами продаются магнитики с символами города: танками во всех ракурсах, Лисьей горой (возвышающимся в центре города холмом), а также с видами Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК), дым из труб которого придает пейзажам неповторимый рыжеватый оттенок. Этот типичный для любого промышленного центра набор неожиданно разбавлен коллажем, вызывающим у горожан противоречивые чувства. На фоне еще одной городской достопримечательности - проходной Уралвагонзавода (УВЗ), конечно же, украшенной танком - изображены президент России и его нынешний полпред в УРФО Игорь Холманских. Эта политическая идиллия увенчана надписью "УВЗ опора Тагила". Примечательно, но магнитик, за который наиболее ироничные жители столиц не пожалели бы заплатить несколько сотен рублей, в самом Тагиле ценится дешевле патриотичных городских пейзажей.

"Над Холманских в городе посмеиваются, - улыбается тагильский общественный активист Егор Бычков. - Я знаю людей из правительства и парламента области, которых приглашали на прием к Холманских, а они не пошли, потому что им попросту стремно".

Холманских уже третий месяц руководит УРФО, почти не показываясь в Нижнем Тагиле. В городе о нем ходит масса слухов, которые свидетельствуют о не самом благоприятном отношении тагильчан к новоявленному политику. Например, известно, что свое знаменитое обращение к Путину в декабре 2011 года он сделал будучи начальником цеха №130, где собирают танки. Но еще летом того же года он занимал пост заместителя директора механосборочного завода по производству, а эта должность считается более высокой в заводской иерархии. О том, почему Холманских был смещен, точно знают лишь на самом заводе. Но в городе поговаривают, что это было именно понижение.

Другая история связана с телеэфиром прямой линии с Путиным. В Тагиле бытует мнение, что свою речь против "Болотных настроений" в Москве Холманских читал едва ли не по бумажке. И вообще проект "Игорь Холманских" был создан московскими пиарщиками по примеру лидера польской "Солидарности" Леха Валенсы - на случай, если понадобится оседлать протестные настроения среди рабочих. Последним, кстати, от выдвижения коллеги ничего не «перепало» - разве что в уралвагонзаводовском цехе №130 в последнее время рабочие стали ходить в новой робе с именными бейджиками. Но поддерживать начинания Холманских по собственной воле они, кажется, не собираются.

"Холманских говорил, что приедет с мужиками митинги разгонять, а потом сам организовывал митинги, в том числе несанкционированные, - возмущается Егор Бычков. - В прошлом году 24 декабря у Ледового дворца в Тагиле он провел первый митинг за Путина. Я потом доказал через прокуратуру, что митинг не санкционирован, и его организаторов привлекли к ответственности".

Бычков больше не рулит

Егор Бычков - экс-глава нижнетагильского отделения фонда "Город без наркотиков" - стал широко известен два года назад, когда Свердловская областная прокуратура обвинила его вместе с двумя соратниками в похищении, незаконном удержании и истязании пациентов реабилитационного центра для наркозависимых, организованного силами фонда.

Суд приговорил Бычкова к 2,5 годам лишения свободы условно, а его помощника Александра Васякина и сотрудника фонда Виталия Пагина, соответственно, к 2,5 годам колонии-поселения и году условно. Первоначально, к слову, сроки были более суровыми, но после кассационной жалобы, поданной защитой, они были смягчены. Поговаривают, что тут не обошлось без вмешательства экс-президента Дмитрия Медведева, которому на действия уральских прокуроров пожаловался во время одной из встреч лидер екатеринбургской группы "Чайф" Владимир Шахрин.

Сейчас городской фонд обезглавлен. Бычкову, по его собственному признанию, бороться с наркоманией в Тагиле теперь, как минимум, не желательно. "При первой операции, которую мы проведем, на нас сразу же напишут заявление, - поясняет он. - Есть много моментов, до которых можно докопаться, особенно когда имеешь дело с наркоманами и барыгами". Между тем, наркоситуация в городе, по его словам, в последнее время стала хуже.

Теперь Бычков - журналист одной из городских газет, ведет широкую общественную работу. В данный момент внимание журналиста-общественника и его коллег приковано к небольшому поселку Черноисточинск, раскинувшемуся недалеко от Тагила. Несколько месяцев назад жители населенного пункта, считающегося весьма престижным, пожаловались журналистам, что некая московская фирма собирается устроить карьер в местечке Юрьев камень. По словам тагильского журналиста Валерия Климцева, из статуса особо охраняемой зоны Юрьев камень был переведен в леса общего пользования, которыми распоряжается местное лесничество. "А это примерно то же самое, как если бы Эрмитажем вместо Пиотровского стал распоряжаться дворник этого культурного учреждения", - иронизирует Климцев.

После того, как местные СМИ написали об этой истории, администрация округа экстренно собрала совещание, куда допустили даже жителей Черноисточинска. Чиновники вместе с представителями застройщика пытались объяснить селянам, что этот проект принесет только плюсы. Но убедить в этом не смогли. Для защиты заповедной зоны жители избрали самое популярное сейчас "гражданское оружие" - митинги. Причем поддержали их даже парламентские партии - включая "Единую Россию". Это удивительно не только потому, что единороссы в принципе поддержали протестный митинг, но и потому, что выдававший предварительные разрешения застройщику глава округа Александр Семячков по совместительству является секретарем местного политсовета "Единой России". То есть партия выступила против себя самой. Будет или нет карьер на месте Юрьева камня, пока непонятно. Но стоит признать, что сама возможность его постройки слегка оживила общественную жизнь в городе.

"Активности в Тагиле на самом деле очень мало, - резюмирует Бычков. - Например, я приглашал людей на общественные слушания по поводу генерального плана города, где рассматривался в том числе вопрос о метаноловом заводе. Так вот, "троллей" из администрации города там было гораздо больше, чем простых горожан".

Сделай сам

На тех же общественных слушаниях составители генерального плана заявили, что в Нижнем Тагиле сейчас проживают 336 тысяч человек. Хотя согласно переписи населения двадцатилетней давности здесь жили около 460 тысяч. За два десятилетия город лишился почти четвертой части населения — в основном по естественным причинам. Но многие жители, особенно молодые, бегут из города и из-за его катастрафического экологического положения. Последнее очень не любят признавать городские власти, поскольку экологию портят прежде всего местные предприятия. И заявить об этом, по сути, означает начать с ними войну. А ведь это - крупнейшие налогоплательщики и работодатели. И что немаловажно - активные политические игроки. Тагильчане по этому поводу шутят, что в городской думе, несмотря на присутствие там всех тех же "брендов", что и в федеральном парламенте, на самом деле заседают лишь две партии - УВЗ и НТМК. Поэтому решать экологические проблемы горожанам приходится во многом самостоятельно.

Более 20-ти лет назад общественная жизнь в Тагиле зарождалась на многочисленных экологических митингах. Сейчас о том, чтобы восстать против загрязнения атмосферы городскими предприятиями, речи не идет вовсе. Но наиболее активные экологи пытаются начать хотя бы с малого - например, с уборки городских улиц. Власти пытаются бороться с мусором при помощи субботников, во ввиду добровольно-принудительного характера эти мероприятия давно превратились в показуху. А потому местные активисты, решили взять на вооружение опыт Эстонии.

Там еще в мае 2008 года почти 50 тысяч добровольцев за один день очистили значительную часть территории страны от несанкционированных свалок. Сейчас этот проект, получивший название "Сделаем!", имеет статус международной гражданской экологической акции, рассказывает его координатор в Нижнем Тагиле Александр Германович. Отличие от субботников у этой "международной уборки" - в отсутствии принуждения. По словам Германовича, основной набор участников ведется через Интернет. Пока тагильские волонтеры провели всего три уборки - две в городе и одну в поселке Леневка. Похвастаться большим количеством сторонников в Тагиле проект "Сделаем!" пока не может - в акциях приняли участие всего несколько десятков человек. Но это лишь тренировки перед большой уборкой 15 сентября, которая пройдет по всей России. Тагильчане в этот день решили очистить Лисью гору.

У Германовича, в отличие от Бычкова, более позитивный взгляд на общественное движение в Нижнем Тагиле. "Волонтерское и общественное движение в Тагиле, на мой взгляд, сейчас развивается и даже имеет некоторое влияние на общество, - размышляет Германович. - В последнее время появилось движение "Тагил без ям", открылся приют для животных, работают волонтеры на реке Чусовой. Активность есть вокруг реальных проблем, например, качества дорог. Видно, что людям надоело ждать решения от властей".

Раньше, чем Навальный

"Тагил без ям" своим появлением в городе также во многом обязан Интернету. В 2010 году на одном из форумов "встретились" несколько инициативных горожан-автомобилистов. От множества интернет-юзеров, заваливающих Сеть гневными «постами", этих тагильчан отличало желание "что-то сделать", говорит основатель "Тагила без ям" Никита Чапурин. Решение нашлось простое: раз власти ничего не делают, значит этим должны заняться сами автомобилисты. Денег на оплату асфальта, дорожной техники и труда рабочих у активистов не было. Поэтому, набрав щебня в багажники 15 машин, они отправились самостоятельно засыпать ямы на дорогах. Не забыв позвать местное телевидение и прессу. Для городских дорог эффект от этого был, может быть, и небольшой. Но после этой акции в Тагиле едва ли не впервые вслух заговорили о путях решения дорожной проблемы.

Власти отреагировали на эту инициативу весьма нервно. Личностями активистов заинтересовались даже в прокуратуре, куда их впоследствии вызывали перед другой, еще более масштабной акцией - городским автопробегом. Задумал его Никита Чапурин еще в феврале 2011 года. Но нужны были активисты, рассказывает он. Нашлись они опять же в Интернете. В итоге в акции участвовали 517 автомобилей, украшенных плакатами с надписями вроде: "По Тагилу только на танке". "Мы даже не ожидали такого успеха", - вспоминает Никита Чапурин эффект от той акции, благодаря которой о движении "Тагил без ям" написали многие федеральные СМИ.

Последующие события можно считать совпадением, но вскоре губернатор Свердловской области принял решение выделить на ремонт дорог Нижнего Тагила порядка 100 млн рублей. И еще 200 млн выделили в 2012 году. Для сравнения, в 2009-2010 годах городские власти с трудом находили и 30 млн для проведения так называемого "ямочного ремонта". Сейчас дорожники Тагила весьма активно осваивают этот бюджет - горожане уже и не помнят, когда одновременно так массово велись дорожные работы. По многочисленным слухам, наблюдать за проведением ремонта прислали высокопоставленного единоросса то ли из Екатерибурга, то ли из Москвы.

Но оценивать работу городских дорожных служб пока сложно, признается Чапурин. "Среди наших активистов нет ни одного специалиста дорожника и ни одного юриста, потому что они, как правило, работают за деньги, а мы оперируем только личными средствами, чаще всего зарплатой активистов", - поясняет Чапурин.

Горожане неохотно жертвуют деньги на деятельность "Тагила без ям". Одно время тагильчане пытались заручиться поддержкой проекта Алексея Навального "РосЯма", который озаботился проблемами ям в России даже позже, чем тагильские активисты. Но выяснилось, что там занимаются только правовой работой - готовят заявления в прокуратуру и суды по поводу некачественных дорог. А оказать поддержку деньгами или специалистами в фонде не могут. Надежда появилась в 2011 году - тогда о поддержке "Тагила без ям" заявляли в Федерации автовладельцев России. В Тагил даже приезжали представители ФАРа, но дальше разговоров дело не пошло. Если учесть, что "Тагил без ям" позиционирует себя как аполитичная организация, то можно понять, почему у нее до сих пор не появилось спонсора из числа политиков, пусть даже и оппозиционных. "Тагил без ям" вообще сторонится политических лозунгов, хотя сам Чапурин и баллотировался в гордуму от одной из партий — правда, неудачно.

"Мы себя позиционируем в созидательном ключе, например, создаем положительный имидж дорожникам, когда они работают действительно хорошо - поясняет лидер "Тагила без ям". - У нас нет цели поставить к стенке всех лоботрясов или коррупционеров. Нам просто нужны хорошие дороги. Если человек откровенно не хочет работать, то, конечно, мы предлагаем его уволить, но если власти на это не идут, то мы не ставим никаких ультиматумов. Мы требуем одного - выполняйте свою работу. Если кто-то этого не делает, то мы освещаем проблему в СМИ. Это наше основное оружие".

В последнее время чиновники уже более охотно идут на сотрудничество, но, по словам Чапурина, это произошло, потому что активисты попросту не оставили им выбора. Так, еще в 2011 году участники "Тагила без ям" столкнулись с серьезным противодействием со стороны городских властей. Людей вызывали на "беседы" в прокуратуру и администрацию Нижнего Тагила. Там от активистов требовали отменить автопробег или хотя бы сократить количество его участников.

В итоге чиновники осознали, что от противодействия активистам больше вреда, чем от сотрудничества с ними. И даже пытаются извлечь из этого какую-то пользу. Например, глава "Тагила без ям" теперь присутствует на еженедельных заседаниях городской администрации. Правда, уже осенью Нижний Тагил ожидают выборы главы города, и по общему мнению власть в городе сменится. Вместо отбывшей свой срок на посту 63-летней Валентины Исаевой на кресло мэра города пока есть один претендент - бывший генеральный директор НТМК Сергей Носов.