Posted 22 ноября 2012,, 14:13

Published 22 ноября 2012,, 14:13

Modified 31 марта, 22:22

Updated 31 марта, 22:22

Парковки против жителей центра

22 ноября 2012, 14:13
Вот уже три недели в центре столицы пилотный проект по внедрению платных парковок. Эксперимент продлится до 28 февраля, однако жители ЦАО требуют уже сейчас внести коррективы в «пилот» и предоставить им льготные условия парковки.

С 1 ноября платными стали парковки между Садовым кольцом и Театральным проездом на улицах Петровка и Каретный Ряд, а также во всех прилегающих к ним переулках. Час стоянки обходится водителям в 50 рублей, штраф за не­опла­­ту — 2,5 тыс. рублей. Пока для горожан предусмотрено всего 550 парковочных мест, однако к концу 2013 года ведомство Максима Ликсутова намерено охватить такими парковками территорию внутри Бульварного кольца, к декабрю 2014 года - ­Садового, а в 2015-м они разрастутся и дотянутся даже до основных ­магистралей внутри Третьего транспортного кольца.

Однако не все горожане одобряют планы департамента. Речь идет о жителях экспериментальной зоны. Главным образом они недовольны тем, что могут бесплатно запарковаться только в вечернее и ночное время. Днем же, наряду с теми, кто приезжает в центр по делам, должны платить 50 рублей в час.

По словам координатора гражданской группы "Платные парковки в центре Москвы. Жители против!" Леонида Антонова, проект был бы хорош в том случае, если бы все жители центра оказались офисными клерками: в восемь утра на работу, в восемь вечера – с работы. Но это далеко не так. «Есть люди, которые работают в шаговой доступности, пенсионеры. Они пользуются автомобилем не так часто и большую часть времени машина просто стоит. Но наличие автомобиля жизненно необходимо. Причем, речь идет не только о поездках на дачу», - отметил собеседник агентства. Дело в том, сетует Антонов, что округ плохо не обеспечен такими простыми вещами, как центры бытового обслуживания, супермаркеты. «Мы вынуждены пользоваться машиной, чтобы ездить в те супермаркеты, к которым так привыкли жители окраин. Кроме того, у нас нет рынков плодоовощной продукции. Ближайший находится на станции метро «Тимирязевская», - заметил он. Не подходит предложенный властями вариант и тем горожанам, которые работают вечером и ночью. В такой ситуации машина вынуждена стоять днем, а эксплуатироваться в ночное время.

Кстати, активист ссылается на мировой опыт: за пределами России парковка платная для приезжающих только в будние дни и в рабочее время, а ночью и в выходные бесплатная для всех, не только для местных жителей. Да и какой смысл брать деньги за парковку ночью, если суть проекта – освободить город от пробок?

Кроме того, во многих странах местные жители – все, кто живет в районе (а не только хозяева квартир) – могут парковаться когда угодно, за что платят от 15 долларов до 200 евро (порядка 8 тыс. рублей) в год в зависимости от района, страны и валюты. В Москве же «резидентам» за возможность оставить автомобиль рядом с домом придется платить по 18 тыс. в месяц. И это тариф для льготников! По словам Антонова, получается, что если даже иметь льготу, проводить на работе по 12 часов в день, никогда не болеть, не уезжать в отпуск и оставлять машину у дома исключительно в выходные, все равно получается порядка 5 тыс. рублей в месяц, то есть $2 тыс. в год.

Собеседник агентства также отметил, что в других странах существуют и бизнес-разрешения на парковку. Стоят они, конечно, дороже резидентных, но эта сумма все равно существенно меньше той, которая установлена проектом.

«Хотелось бы, чтобы изменения в пилотный проект были внесены еще до его окончания, чтобы снять социальную напряженность, которая возникла. Сейчас жители находятся под угрозой штрафов, ведь если платить за парковку дорого, то оплачивать штрафы просто разорительно», - подчеркнул Антонов.

Особенно возмущены ситуацией жители тех домов, в которых дворовых территорий фактически нет - их вынуждают их парковаться за деньги, не предложив никакой альтернативы.

Недовольство вылилось в ряд требований. В частности, чиновников просят предоставить жителям центра право на бесплатную парковку на всей территории округа, совместно выработать программу выдачи «резидентных» парковочных разрешений, увеличить количество мест для уличной парковки, в первую очередь - в переулках с односторонним движением. Кроме того, как отмечает координатор оргкомитета движения "Остальная Россия" Игорь Рябов, необходимо увеличить количество стоянок и гаражей, которые могли бы быть предоставлены жителям при отсутствии дворовых территорий. Но главное, чего хотят жители – чтобы подобные инициативы до реализации детально обсуждались с горожанами и учитывали общественное мнение. В отношении этого пилотного проекта ничего подобного сделано не было, утверждает активист.

Однако гендиректор госучреждения "Администратор московского парковочного пространства" Сергей Мариничев уверяет, что собрание с жителями пилотной зоны все-таки было, причем, еще в июле, правда, оказалось не слишком многочисленным - на встречу в управу пришло не больше 10 человек. Почему горожане спохватились только сейчас? Почему не пришли на собрание, не выслушали, не заявили о своем несогласии с условиями «пилота», когда он только зарождался? Ответ кроется в организации мероприятия. Ответственность за это была возложена на управу, которая, по мнению самого Мариничева, могла и не организовать его должным образом. Сейчас же, как утверждает гендиректор госучреждения, отвечающего за парковочное пространство, чиновники пытаются выстроить диалог с жителями, слышат их требования и готовы идти на встречу и удовлетворять их требования. Но не все. В частности, власти не могут предоставить жителям центра право бесплатно парковаться на всей территории округа в любое время суток. «В ЦАО проживает порядка 600 тыс. жителей, 225 тыс. зарегистрированных автомобилей и порядка 50 тыс. машиномест на улично-дорожной сети. Предоставить 225 тыс. резидентных разрешений на 50 тыс. машиномест невозможно», - отметил Мариничев.

Однако с требованием выработки программы по выдаче резидентных разрешений он согласился. «Нам нужно выработать общий инструмент по выдаче льготных разрешений, их использованию, и по тем местам, где должны быть резидентные парковки. Последний пункт особенно важен для жителей тех домов, у которых нет дворов, а также для льготных категорий граждан, которые вообще не могут себе позволить платить за парковку, но автомобиль жизненно необходим», - сказал собеседник агентства.

Он подчеркнул, что сейчас департамент транспорта формирует схему некапитальных объектов, предназначенных для парковок, и любую площадку, которую жители могут подсказать для этих целей, город обязательно включит в эту схему. «С управой, префектурой, Москомархитектуры мы договоримся о том, чтобы использовать предложенные площадки под парковку», - добавил чиновник.

Особенное внимание Мариничев уделил разработке механизма выдачи разрешительных документов. «Мы должны понимать, что если отработаем не совсем корректный, достаточно свободный механизм выдачи парковочных разрешений без системы администрирования, то получим огромный черный рынок продажи разрешений на сторону, в том числе и самими жителями. Необходимо четко определиться, сколько должно быть разрешений, по какому принципу их выдавать, на одну машину, на две, нужно ли будет подтверждать право владения машиной. Мы за то, чтобы жителям было комфортно, но для этого должен выработать соответствующий инструмент», - заключил он.

Правда, когда такие изменения могут быть внесены, собеседник агентства не уточнил. «Мы работает над этим», - сказал он, подметив, что решение о внесении изменений в проект следует оставить за правительством Москвы, которое его и утверждало.

А пока «наверху» будут обсуждать судьбу эксперимента, жители центра, видимо, продолжат парковаться за пределами экспериментальной площадки в «платные» часы. «Но тогда в чем смысл инициативы властей?» - недоумевает политолог, публицист Георгий Бовт. Ведь резиденты вместо того, чтобы оставлять автомобили возле дома и отправляться на работу на общественном транспорте, вынуждены перегонять их за пределы платного парковочного пространства, создавая тем самым дополнительное напряжение на дорогах. «Если в 2015 году планы чиновников окончательно воплотятся в жизнь, горожанам придется перегонять машины за пределы Третьего транспортного кольца. Сомнительно, что такой путь приведет нас к решению проблемы пробок», - полагает собеседник агентства.

Признав, что здравый смысл в «парковочной политике» все же есть, и парковка в центре не может быть бесплатной, Бовт все же отметил, что запретительные тарифы здесь не сработают. А вот если они будут гибкими, а требования – разумными, то москвичи охотно пойдут на все условия и будут исправно платить.

С тем, что организовывать платные парковки в центре необходимо, согласился и координатор общества "Синие ведерки" Петр Шкуматов. Но, прежде чем реализовывать эту инициативу, городским чиновникам следовало бы решить ряд насущных проблем: пересмотреть дорожные знаки, принудить соблюдать правила тех водителей, которые паркуются на тротуарах, пешеходных переходах и тех немногих местах, где парковаться, действительно, должно быть запрещено. «Эксперимент должен был касаться, прежде всего, тех людей, которые приезжают в центр. Жители не должны платить за парковку, по крайней мере, до тех пор, пока не будет разработана нормальная схема выдачи резидентных парковочных разрешений, которые если и были бы не бесплатными, то стоили максимум 1-2 тыс. рублей в месяц», - считает он.

Какие коррективы внесут в проект, пока неизвестно. Но Мариничев пообещал москвичам: «Те недостатки, которые сегодня выявлены, мы устраним. Они не будут масштабироваться на территориях внутри Садового и Бульварного кольца».

Анна Семенец